Ютазинская новь
  • Рус Тат
  • Хронический перегруз школьников: причины и последствия

    Современные дети кроме школы зачастую заняты сразу в нескольких кружках или секциях. Но оправданно ли это, ведь чрезмерная нагрузка может стать причиной проблем? Разбираемся вместе с психологом.

    Причины перегруза школьников

    Надо сказать, что поколение советских родителей само было слишком занято делами и работой, чтобы уделять много времени своим детям. Не потому ли их дети, сегодняшние родители, так сконцентрировались на развитии и обучении уже  своих отпрысков? Эта причина имеет право на существование, учитывая органическую потребность ребенка во внимании своих родителей. И неудовлетворенная потребность может оставить своеобразный отпечаток на родительстве обделенных детей, вложив им мысль о том, что «уж мои дети не будут чувствовать нехватку внимания и недолюбленность, от которых страдал я». 

    Интересно, что компенсация внимания и любви видится почему-то только в чрезмерном развитии своих чад.

    Говоря еще о причинах появления моды на всяческое развитие детей, мы обнаруживаем, что сегодня ярко звучит такая социальная ценность, как успешность. С чем она ассоциируется? С хорошим образованием, разносторонним развитием, подтвержденными достижениями, высокой зарплатой и статусом в будущем. Разные времена – разные ценности. Успешность – не самая плохая ценность, если она не единственная, но для ее достижения родители кладут на алтарь здоровье и детство своих детей начиная уже с детского сада. 

    А если смотреть еще глубже, родители, в погоне за своей успешностью через детей, начинают отказывать им в принятии и прощении при малейшей ошибке, отсутствии достижений.

    Сегодня как никогда популярно раннее развитие. Сразу после рождения родителей с детьми приглашают многочисленные центры, работающие по методикам Зайцева, Никитиных, Домана, Монтессори, Чарковского и пр. Полно ультрарадикальных теорий о том, что человеческий мозг развивается только до 6–7 лет, и поэтому нельзя опоздать (например, японский автор Масару Ибука и его книга «После трех уже поздно»). Вот родители и начинают готовить дитя к школе с 2–3 лет, и к фактическому поступлению в школу имеют опережающий интеллектуальный уровень у ребенка, за который заплачено следующей «валютой»: 

    • снижением познавательного интереса ребенка (когда ему уже в первом классе неинтересно учиться), 
    • детской усталостью и перегруженностью еще на стадии старшей группы детского сада,
    • потерей важного психологического этапа развития ребенка – игры. А ведь недоигравший ребенок входит во взрослую жизнь, как нетренированный футболист на серьезный матч – с неуверенностью и страхом.

    К каким сложностям может привести чрезмерная нагрузка

     

    С этим багажом семилетка отправляется в школу. А там его ждут свои сложности. Это:

    • постоянно меняющаяся учебная программа,
    •  увеличение количества учебных часов, 
    • установка не на качественный, а на количественный результат (кто быстрее выполнит задание, кто наберет определенное количество баллов),
    •  увеличение домашнего задания при сохранении обычного количества учебных часов, 
    • появление новых предметов и факультативов,
    •  избыток содержания в каждом предмете,
    •  сокращение перемен, 
    • концентрация контрольных и самостоятельных в один день,
    •  общее усложнение учебных программ, сопоставимых с сокращенными вузовскими (заметим, что усложнение не обязательно подразумевает актуальность и качество – в определенное время школьник не может обойтись без помощи репетитора).

    Вот факторы, которые тяжелым грузом ложатся сначала на неокрепшие плечи младшего школьника, потом распространяются и на среднюю, и на старшую школу. В полной мере выполнять предлагаемый учебный объем почти невозможно, поэтому некоторые дети перестают делать домашние задания; более ответственные делают, расплачиваясь за это своим здоровьем. На должном уровне справляются со школьными требованиями только от 15 % до 30 % учеников   

    Что говорят ученые

     

    Обратимся к данным, которые приводят российские исследователи касательно детского здоровья. Абсолютно здоровых школьников сейчас насчитывается только 10–15 %, остальные имеют разные отклонения. За период обучения в школе здоровье ухудшается в 4–5 раз! К моменту окончания школы каждый третий выпускник имеет патологию зрения, осанки либо сердечно-сосудистой системы. Т. е. школьное обучение подрывает здоровье, вместо того чтобы его укреплять! Согласно данным Научного центра здоровья детей РАМН, за последнее десятилетие число школьников с  дефицитом массы тела увеличилось в 1,5 раза. Растет число заболеваний нервной системы (неврозы, фобии, депрессии, невротические реакции)

    Исследования Д. Н. Исаева показали, что одной из основных причин ухудшения нервно-психического здоровья детей является невозможность справиться с возложенной учебной нагрузкой. В учреждениях с интенсификацией процесса обучения (гимназиях, лицеях) время, проведенное на уроках и потраченное на выполнение домашних заданий, приводит к увеличению рабочего дня школьника до 10–12 часов для учащихся начальных классов (вундеркинд Сева Соколов в книжке занимался 9 ч 30 мин, и этот факт возмутил его дедушку, который сказал, что взрослые работают меньше, чем ребенок) и до 15–16 часов в сутки для старшеклассников. Недостаток времени учащиеся компенсируют за счет сна, в том числе ночного (недосып составляет 1,5–2 ч в сутки), и двигательной активности (75 % школьников находятся в состоянии гиподинамии). Результатом интенсификации учебного процесса является выраженное утомление к концу дня и недели у 40–55 % учащихся, в то время как в общеобразовательных школах доля таких детей составляет 20–30 % 

    Школа дает много нагрузки интеллектуальной и совсем мало физической и трудовой, что является фактором, негативно влияющим на здоровье детей. 

    Э. Днепров, бывший министр образования России, подсчитал, что ученику старших классов нужно 169 часов в неделю, чтобы выполнить домашние задания, а в неделе всего 168 часов. При школьной нагрузке в 65–70 часов в неделю у ребенка остается всего 29 минут в сутки, чтобы погулять. Подсчитано, что без движения старшеклассники проводят до 11 часов в день! 

    Информационная перегрузка

    Информационная перегрузка – характерное явление для нашего общества. Объем полезной информации во много раз превышает способность человека к ее усвоению. Эта перегрузка может приводить к нервному истощению, к ухудшению памяти, потере концентрации внимания, стрессу.

    В связи с этим уместно вспомнить закон Йеркса – Додсона, согласно которому с повышением мотивации качество деятельности (в нашем случае учебной) сначала растет, но потом, достигнув максимальной точки, начинает неуклонно снижаться  Другими словами, при постоянно высоком уровне интеллектуального возбуждения (надо напрячься и учиться, чтобы поступить в 5-й, 10-й класс гимназии, институт и пр.) когнитивные компоненты учебной деятельности начинают распадаться.

    Симптомами информационной перегрузки являются:

    • Отсутствие ясности в голове.
    • Ухудшение памяти.
    • Обрывки фраз в голове.
    • Хаотичность умственной деятельности.
    • Рассуждения вслух.
    • Бормотание во сне.
    • Постоянное желание выговариваться, чтобы избавляться от лишней информации.
    • Повышение раздражительности, быстрое нервное истощение.
    • Снижение работоспособности.
    • Плаксивость, истеричность.

    Надо сказать, что родители и учителя часто путают перегрузку ребенка и, как следствие, невозможность быть на привычно высоком образовательном уровне, с ленью, нежеланием, немотивированностью и считают, что ребенок испортился и его надо исправлять...

    Помимо физиологических последствий перегрузки мы видим, что современный ребенок гораздо меньше и хуже умеет общаться со своими ровесниками. А ему просто некогда. По сути, он не знает, что делать на улице, потому что просто так, без дела, там не бывает. Перегрузка ставит ребенка в изоляцию, и единственным доступным и простым средством для развлечения и виртуального общения становится гаджет, который, в свою очередь, приносит много тревог взрослым.

    Если искать хоть какой-то приемлемый вариант общения с учетом сложившейся информационно-образовательной среды развития и ставки на успешность, то, наверное, только гаджет и может закрыть эту потребность, т. к. на реальное обычное общение, к которому привыкли родители, у современного ребенка нет ни внутреннего ресурса, ни времени.

    А если ребенок свободное время проводит на улице, то сегодня это означает, что он не развивается и просто теряет свое время! И это не является примером для подражания.

    Таким образом, чтобы ребенку выжить в наших реалиях и не прийти к информационной перегрузке, надо соблюдать конкретные правила:

    • Уметь работать с информацией: выделять главное, не распыляться на второстепенное, быстро находить нужное, формулировать свою задачу до начала поиска информации.
    • Ставить конкретную цель и достигать ее, а потом только ставить новую.
    • Не пытаться одновременно выполнять много важных задач.
    • Отдых должен быть пропорционален учебе, ребенку нужно гораздо больше двигательной активности, чем взрослому, лучше всего – на свежем воздухе.

    В заключение хочется задать острые вопросы для размышления. А на самом ли деле успешность означает счастье и радость? 

    И не слишком ли высока цена, которую мы платим сегодня за абстрактную будущую успешность наших детей?!

    https://zen.yandex.ru

    Нравится
    Поделиться:
    Реклама
    Комментарии (0)
    Осталось символов: