Ютазинская новь

Ютазинский район

18+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Общество

11 июля – Всемирный день рыболовства

«Рыболовство поправляет меня месяца на три...»

Несомненно, процесс ловли рыбы – увлекательнейшее занятие. Как известно, многие величайшие писатели были заядлыми рыбаками. Для многих из них это интересное занятие являлось поистину отдохновением от повседневных дел и забот. О чем свидетельствуют и многочисленные книги, дневники, письма знаменитостей. Вспомним лишь некоторые из них. 

К примеру, наш земляк, уроженец города Уфы Сергей Тимофеевич Аксаков. Писатель, через всю свою  жизнь пронесший страсть к рыбалке. Еще в детстве он был готов пропадать целыми днями на старице Бугуруслан, протекавшей по саду, сразу же за их домом. Благодаря крепостному дядьке Евсеичу, знал заповедные места на реке, шучьи места в травах на пруду. Будущий писатель даже завел две тетрадки из толстой синей бумаги, где детским слогом описывал рыбок, за которыми он наблюдал во время ловли. В этих описаниях словно уже готовился будущий автор «Записок об ужении рыбы», которые он опубликует в 1847 году. И записки эти завоюют признание как читателей, так и критиков. Правдивое, искреннее живописание, выразительная речь сделали произведение заметным явлением в литературе, специальной и художественной. Книга эта стала даже  своего рода учебным пособием по рыбалке. 

Шли годы. Любовь же к ловле рыбы сохранялась. Даже старым, тяжело больным человеком, Аксаков летом почти ежедневно в любую погоду просиживал на берегу реки с удочкой в руках. Согласитесь, завидное постоянство... 

Знакомый всем нам еще со школьной скамьи великий русский драматург Александр Николаевич Островский также вел дневники, где были отображены его увлечения, в том числе и рыбалка. Особенно он любил рыбачить в Щелыково, имении в Костромской губернии. Здесь драматург жил с весны до осени, принимал гостей, писал драмы и, конечно же, рыбачил. «Рыбы и дичи здесь пропасть... К нам поминутно носят то аршинных щук, которые стоят двугривенный, то рябчиков или утку», записал как-то в дневнике Александр Николаевич.   

Однажды близкий друг Островского, тоже страстный рыболов, поэт Аполлон Николаевич Майков пожаловался в одном из своих писем: «Дай Бог летом починиться (то есть поправить здоровье) обоим... А ведь, кроме шуток, рыболовство с минеральными водами поправляет меня месяца на три...» Островский ответил незамедлительно: «Любезнейший друг Аполлон Николаевич! И меня рыбная ловля и вообще деревня всегда значительно поправляет. Я уезжаю 5-го или 6-го мая до октября. У нас нет ни форелей, ни хариусов; но зато весенняя охота на живца интересна обилием улова. Крупная, хищная рыба: щуки, большие окуни, головли, жереха (шерешперы) хватают беспрестанно. В мае тоже хорошо берут на красного червячка лещи, но охота на живца веселее. Желаю тебе здоровья и хорошей охоты. Твой Островский». 

Не менее страстным рыболовом был Антон Павлович Чехов. Летом 1891 года писатель заваливал посланиями издателя журнала «Новое Время» А. Суворина, приманивая его обилием рыбы и раков в Оке: «Здесь карасей и раков видимо-невидимо». При этом ошеломлял невиданным уловом: «Сегодня поймал 252 карася». Ну как после этого не сорваться и не приехать к Чехову?! Увы, Суворину не повезло. Стоило ему появиться на берегах Оки, как погода испортилась, похолодало и клев прекратился. И тут уж Чехов в негодовании восклицал: «Застрелиться впору!» Но если клев все же был, то ни дожди, ни надоедливые комары не  повергали Чехова в уныние.  

В начале октября 1885 года Антон Павлович писал своему компаньону М. Киселевой: «В моей бедной душе до сих пор нет ничего, кроме воспоминаний об удочках, ершах, вершах, длинной зеленой штуке для червей... Не отвык еще от лета настолько, что просыпаясь утром, задаю себе вопрос: поймалось ли что-нибудь или нет?» Это ли не признак искренней преданности своему любимому увлечению! 

Кстати, был заядлым рыбаком и любимейший мой писатель Константин Георгиевич Паустовский, воспевший красоту и величие родной природы. Он не просто любил рыбачить – он умел это делать. Паустовский посвятил немало ярких и проникновенных  страниц плавным рекам срединной России; рыбалке, «наполненной чистейшей поэзией ужения». Безусловно, строки эти до сих пор заставляют трепетать и учащенно биться сердца истинных рыболовов! К таким чудеснейшим произведениям относятся очерки «Памяти Аксакова» с подзаголовком «Рыболовные заметки» и цикл рассказов «Летние дни», написанные перед войной. Тогда Паустовский со своими друзьями-писателями, такими же отчаянными рыболовами  Аркадий Гайдаром и Рувимом Фраерманом проживал в селе Солотча Рязанской области. В свободное от работы время коллеги пропадали на луговых и лесных озерах. «Если кто-нибудь скажет мне, что мои книги ему не нравятся, я не обижусь. Одному нравится одно, другому совсем иное – тут ничего не поделаешь. Но если какой-нибудь задира скажет, что я не умею ловить рыбу, я долго ему этого не прощу», уверял Паустовский. Не правда ли, до боли знакомое настоящим рыбакам чувство? Ах, рыбалка-рыбалка, как же ты умудряешься одинаково завладевать сердцами-умами таких разных людей. Тайна сия до сих пор не раскрыта. Может в этом и ее прелесть...

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев