Ютазинская новь

Ютазинский район

16+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Общество

Да здравствует лебеда?

Проживающая в селе Ютаза Махдума Бурангулова принимала поздравления по случаю своего 90-летнего юбилея.

От руководства района именинницу поздравили заместитель главы района Закуан Ильясов и руководитель аппарата районного совета Марьяна Харисова. К поздравлениям присоединились глава Ютазинского сельского поселения Лейсан Хайруллина и председатель первичной ветеранской организации Фания Ахметшина. Цветы, подарки, улыбки – такого внимания героиня повествования заслужила умением жить и довольствоваться тем, что Бог ей даровал. А отпущено судьбой ей немало. Ну во-первых с супругом она взрастила и воспитала детей, сегодня радуется успехам внуков. К слову, у Махдумы Кабировны трое детей – две дочери и сын. Почтенных лет женщина знает цену добрым взаимоотношениям с близкими и родными. Ведь она сама воспитывалась в многодетной семье.
- Нас в семье было десять детей, - говорит уроженка деревни Хуррият Махдума Бурангулова. – Когда началась война, отец и двое братьев ушли на фронт. Братья почти семь лет служили, и в Японии побывали. Отец вернулся домой после ранения в голову. Военная пора, и не только у нас, была связана с большими лишениями. Мать от зари и до зари в колхозе. Мы держали корову, кур, обрабатывали большой огород, но основной рацион, как ни крути, была кэлжэмэ – лепешки из мерзлых картофелин вперемежку с лебедой. Наша деревня была небольшой, хотя тогда казалась огромной – целых две улицы! И все же по сравнению с тем же селом Байряка, Хуррият был очень компактным. Возможно, в этом и заключалось наше счастье – детей войны. Не помню, чтобы кто-нибудь в нашей деревне умер от голода или странного заболевания, когда горлом шла кровь и члены семейства друг друга заражали и умирали. Бог нас миловал. Пусть ели лебеду, но выжили. Корова вроде должна быть кормилицей, но молоко, масло в основном шли на погашение государственного продовольственного налога. 
Получается, сорная трава лебеда, с которой современное поколение усердно борется, в сороковые годы прошлого столетия для колхозников служила чуть ли не культурным растением? Тогда да здравствует лебеда! Героиня повествования – не первый человек, который утверждает, что в малых деревнях в военное и послевоенное время было легче выжить. Председатели колхозов старались вдосталь выделить и зерна, и где-то «закрывали» глаза на пригоршню гороха или пшеницы в кармане колхозницы – матери многочисленных мал мала деток. Не секрет, в подавляющем большинстве случаев свои же друг на друга за это доносили в соответствующие органы. 
Окончив в родной деревне четырехлетку Махдума начала трудовой путь. В местном колхозе наверняка не было такой работы, которую бы девушка не могла выполнить. И на лошади работала, и снопы вязала… Колхоз в те годы был неким непрерывным производством, потому что работали и в ночное время. В случае с нашей героиней, за ночную смену давали кусок намазанного медом хлеба. 
- За это, казалось, я готова была не то, чтобы только ночами работать, но и вообще трудится без перерыва на отдых. Этот хлеб до того был вкусным, сладким…
В дальнейшем, уже в селе Ютаза, наша героиня работала в Ютазинском пищепроме.
- В те годы это было крепким предприятием, - говорит Махдума Бурангулова. – Каких только разновидностей пряников мы не выпекали! А цех, где шла консервация! В огромных бочках солили огурцы, квасили капусту. Варенье и джемы варили – клубничное, смородиновое, из черной и красной рябины… Действовал сушильный цех, где сушили картофель. Перед отправкой в печь, клубни нарезали тонким слоем и готовую продукцию упаковывали в большие бумажные пакеты. Лимонад производили. И здесь работали в три смены. Однажды ночью я чуть под поезд не угодила – сказалась усталость. Тогда решила поменять место работы. Это было сделать легко – везде требовались рабочие руки. 
Так что после семнадцати лет работы в пищепроме, Бурангулова трудоустроилась на предприятии по производству детской мебели – столов, стульев, шкафов… Зарплата, говорит, была более, чем достойной. 
- Тяжело, наверное, было, - замечаю.
- Нет, не тяжело, - отвечает. - К тому же всегда можно было выписать дрова для растопки печи – горбыли. Отсюда, в 90-м я и на пенсию вышла.
Говорят, что труд – есть одно из непременных условий дожить до ста лет, и что наслаждение нужно получать не столько от результата труда, сколько от процесса работы. Вот и весь сказ о представителях старшего поколения.  

Роза ИСКАНДЕР

 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев