Дорога привела в Тарлау и Ак-Юл
Чем живут малые деревни, и кто в них живет? Ответ на эти вопросы мы нашли на местах – в Дым-Тамакском сельском поселении.
Тарлау. Еще при въезде в деревню внимание привлекли пасущие на пастбище стада коров, овец и табун лошадей – в летнем загоне. Между тем, подобные картины в последнее время не часто приходится наблюдать - сама технология содержания скота меняется. Деревня, словно устав от продолжительного летнего зноя, отдыхала в безмолвии. Возле одного из домов, защищенные от нещадного солнца кронами высоких деревьев, сидели на лавке двое мальчишей-кибальчишей. Они практически не обратили внимание на подъехавшую машину. Оно и понятно – в телефоне «показывали» что-то интересненькое. А вот двое собак, несмотря на усталость, не поленились громким лаем оповестить округу о пришлых. Впрочем, ни занавески за окнами не всколыхнулись, ни в воротах никто не появился. Что же, войдем… вот в это подворье.
Нас встретила улыбчивая 82-летняя Фания Бакирова. Она местный старожил – проживает в Тарлау более 60 лет. Многие годы проработала дояркой колхоза, вначале носившего название «Правда», а впоследствии – «Уныш».
- Три дойки были, - рассказывает женщина. – Доили, разумеется, вручную – 18 коров в зимнее время и 20-25 – в летнее. Четыре 39-литровые фляги (почему не 40-ка? Прим. авт.) наполняли утром и столько же вечером. Благо, загон коров находился прям за нашим огородом. Сами же кормили и поили буренок, убирали навоз. И в своем подворье у нас была корова и лошадь. Мы ее жеребенком взяли из Кумыс-Тау, вырастили на коровьем молоке. Альбиной назвали. Так она такая умница была. Ее деревенские все знали. Порой, ищем ее, а женщины говорят, ваша Альбина вон там пасется. Когда дед умер еще два года она нам служила. А потом продали ее в хорошие руки - выпросил один из Ульяновской области.
Фания-апа проживает с сыном, дочь с семьей живет в соседней деревне. Здоровье ее, конечно, уже не то – ноги болят. Между тем она прекрасно владеет ручной косой, не позволяя зарасти травой подворье. Простите, а ведь даже иным молодым мужчинам не по «зубам» данное орудие труда прошлых столетий. Вот какие у нас сильные духом, простите, тети. Судьбу не клянут, никого не ругают, стареют достойно и являют своим обликом «лицо» деревни.
Ак-Юл. Знаете, данная деревня еще совсем недавно и в самое жаркое лето «кондиционировало» со стороны речушки. Этим летом чувствуем, что-то не то. Оказалось, аномальная жара 2010 года сделала свое дело – речка высохла. Как, собственно, в свое время иссох Нурутдин-бабай куле, что было возле железнодорожного переезда.
В Ак-Юле нашей собеседницей стала 75-летняя Таслима Шарафутдинова. Она поделилась своими воспоминаниями об истории деревни. Откуда берут начало малые деревни? Как правило, все связано с земельным вопросом: в иных краях перенасыщение жителей приводило к тому, что люди испытывали самый настоящий дефицит земель – источник жизни в целом. Это обстоятельство вынуждало наших предков срываться с насиженных мест и отправляться в поиске новых земель, пригодных для разворачивания хозяйства.
- Мой дед со стороны отца, Сафа Гиматдинов, в составе 29 семей в 1928 году на лошадях, запряженных в повозки со всем скарбом, переехал на эти земли из села Новый Иштеряк Лениногорского района (тогда Шугуровского). Видимо, род был не из бедных. По рассказам очевидцев, во время проведения традиционных «аш», они приглашали гостей в несколько заходов. В народе деда прозвали Сафа-кутэн. Объяснение, думаю, в том, что семья содержала большое поголовье скота. А в те годы потроха – пища далеко не бедняков. Мой отец, Идрис Сафинович Забиров, в 19 лет ушел на финскую войну. Не успел после демобилизации и дома побывать, как началась Великая Отечественная война. И уже в сентябре 41-го он ушел на фронт. Ко всеобщему счастью семь, домой с войны он вернулся.
Таслима-ханум поведала и о том, как во время раскулачивания ее предки прятали урожай в ямах, выкопанных в своих наделах поодаль от деревни. Ту яму, говорит она, мать называла «Татарстан чокыры». Да, такие непростые времена были. Где-то не хватало земель, чтобы обрабатывать их и обеспечивать жизнь своим близким. Где-то земель было много, не хватало хозяйских рук. Когда иштиряковцы ступили на эти земли, бурьян стоял такой высоты, что вздернутые головы лошадей с трудом можно было увидеть. Когда же этим трудолюбивым людям на необжитых местах удавалось построить жизнь – они выращивали урожай, содержали скот, возводили дома, повышали демографию страны, наконец, то политика умудрилась вновь повернуть время вспять.
Таслима-ханум не без доли гордости озвучила имена признанных в районе и за его пределами выходцев Ак-Юла. Это Риф Галимов, Зания Хасанова, Назип Сафиуллин, Расим Зиятдинов, Сания Галлямова, покинувший сей бренный мир Габит Хасанов…
Наша собеседница любезно предоставила старые фотоснимки, в которых красноречивее слов запечатлены годы, когда жизнь только- только начала налаживаться, обретать стабильность…
Ютаза: авторота (автобаза, АТП), 1957- 1958 годы.
Эх, хорошо в стране Советской жить...
Ютазинская школа: первый выпуск педагога Таслимы Шарафиевой
На фото Идрис Забиров (в центре без головного убора) с товарищами по автороте, 1957 г.
На фото - Таслима Шарафиева
Советский магазин
Таслима Шарафиева (в темном платье) с детворой из улицы Ворошилова села Ютаза.
https://youtu.be/GjNWuT0TYw0
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев