Ютазинская новь
  • Рус Тат
  • Гульфия Салимгареева прививает у ютазинской молодежи любовь к декоративно-прикладному искусству

    Проживающая в Урале Гульфия Салимгареева через декоративно-прикладное искусство прививает в молодежи чувство прекрасного.

    В Каракашлах, в семье педагогов Камиля Валиева и Лавии Батыршиной, родилась двойня - дочери Гульфия и Альфия. То был период расцвета Советского Союза, на дворе 1961 год. А в это время детей педагогов в детские сады не принимали. Благо, их дом находился невдалеке от школы, в которой преподавали родители девочек. Когда у коллег случались свободные от уроков часы, они попеременно присматривали за девчушками. Не зря Гульфия-ханум шутит, что их вырастили учителя. Да и дома для них была строгая дисциплина: родители-педагоги воспитывали их в труде и послушании. Вообще-то глава семьи надеялся, что родится мальчик и девчонок воспитывал по-спартански. Так что Гульфия с детства знала применение пиле, молотку… Возле отца, скрупулезно относящегося к любому начатому делу, будь то строительство бани или гаража, дочь невольно вникала в суть, перенимала его мастерство. Человеком, вручившим в руки маленькой Гульфие краску и кисть, также был отец. Исписанная ею стена на кухне - ранняя работа начинающего художника - вплоть до ее взросления сохранялась. Уже после обучения в художественном училище и обретения навыков изобразительного искусства, первая своя работа ей казалась довольно смешной. Однако она понимает, что в ее становлении в данной профессии нельзя умалить роль родителей, разглядевших в дочери сокрытый потенциал и с младых ее ногтей приветствовавших и поддерживавших все «души прекрасные порывы».

    Трудовой путь Гульфии Камилевны начался в Бугульминской школе-интернате для слабослышащих детей. В коллективе молодого педагога, наделенного лучшими человеческими качествами и несомненными профессиональными навыками, приняли хорошо. Однако вскоре умерла ее мать, и ей пришлось вернуться в отчий дом к безутешному отцу. Через несколько лет, после того, как он смог вернуться к полноценной жизни, Гульфия переехала в Набережные Челны и устраилась художником на заводе. Она и сегодня тепло вспоминает то время трудового подъема, когда в коллективе царила доброжелательная атмосфера, приветствовались взаимовыручка, дружба и товарищество. Собственно, именно с этим городом герой повествования связывает счастливые и печальные минуты жизни: здесь она получила высшее образование, устроилась в школу учителем, здесь громким плачем заявила о своем появлении на свет дочь. Только вот не складывалась личная жизнь - не было того, за которым, как говорится, как за каменной стеной. В 1992 году вернувшаяся с маленькой Гульназ в родное село, она устроилась на работу в Ураловскую школу: молодого педагога охотно приняла тогдашний директор школы Нурия Исхакова. Помимо уроков рисования в ее обязанности вменили преподавание татарского языка и литературы. А вскоре и заместителем директора назначили. Изменения произошли и в личной жизни. Переступая порог нового дома в качестве хозяйки, она знала, что не просто выходит замуж за вдовца, а становится матерью троих его мал мала меньше детей. В жизни, что называется, всякое бывает - и пасмурные дни, и ясные... Так вот спасением от любых треволнений и скуки ей служит любимое занятие. При первой же возможности она спешит в маленькую мастерскую, где из глины творит чудеса - из-под ее рук появляются удивительные по красоте фигурки. В ее сувенирах - мусульманские мужчины и женщины, отдаленные от современного мира многими веками, в национальных костюмах которых легко прослеживаются присущие тому времени орнаментные узоры. По словам Салимгареевой, для достоверного воспроизведения этих образов потребовалась немалая поисковая работа, подборка материалов. Вплоть до того, что в 2012 году вместе со своими учениками она с экскурсией посетила Великий Булгар. Вернулась, пополнив свой багаж необходимым материалом и эскизами, и сразу приступила к практической работе. Ее мечта - воспроизвести в своих изделиях образы легендарной Сююмбике с сыном Утамаш-Гараем. К этой работе как-то она уже приступала, но не смогла в полной мере воспроизвести их образы.

    Большое место в работах Салимгараевой отведено героям произведений Габдуллы Тукая. Интересно, кто может сравниться с ней по воспроизведению сказочного персонажа Шурале таким умиленным существом?! Лишить его обаяния даже крючковатый нос с тонюсеньким рогом на лбу не смогли. Салимгареевой дано видеть прекрасное. Вот и в организованных ею внеклассных кружках она старается обратить внимание детей на непреложную истину: природа, если повернуться к ней лицом, способна даровать и заряжать позитивной энергетикой. Она уверена, что занятие лепкой из глины развивает моторику, способствует усидчивости, дисциплинирует и обогащает воображение. Со своими работами декоративно-прикладного искусства ребята активно участвуют и побеждают в конкурсах Всероссийского и республиканского масштабов, что мотивирует и вдохновляет на новые творческие поиски и идеи, которые обязательно находят отражение в новых работах. Глиняные свистульки - подтверждение тому.

    Ее помощником, опорой не только в данном ремесле, но и по жизни в целом является муж, Мансур. Тепло зажженного совместно домашнего очага между детьми они разделили поровну. Сегодня все они самодостаточны, живут самостоятельной жизнью. Словом, Салимгареевым заботы большого дома и подворья с домашней живностью не помеха для любимого занятия. Ну а сырье - определенного сорта глину - семья добывает также в определенном месте. Закрома пополняет глава семейства. Именно в его обязанности входит привести глину с побережья речки, которую затем вместе очищают и обрабатывают. «Он мой вдохновитель», - улыбается она, словно умаляя свое отношение к ремеслу. И все же, согласитесь, только человек с богатым внутренним миром способен обрести собственное пространство в мире материальном и чувствовать себя в нем вполне счастливо.

    Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


    Нравится
    Поделиться:
    Реклама
    Комментарии (0)
    Осталось символов: