Минсолу Гарифуллина из Ташкичу:сидячая работа была не по ней
На днях проживающая в деревне Таш-Кичу Минсолу Гарифуллина принимала поздравления по случаю своего 90-летия.
Гостей района встречала сухощавая, улыбчивая женщина и ее многочисленные домочадцы - взрослые дети, родные и близкие. Традиционно в адрес виновницы торжества прозвучало много теплых слов. Подарки и поздравительное письмо Президента Российской Федерации почтенных лет женщине преподнесли председатель районного совета ветеранов Зоя Глушкова и начальник отдела соцзащиты Джанна Волкова. Глава Ташкичуйского сельского поселения Рамиль Валеев обратил внимание собравшихся на удивительное трудолюбие, волевой характер землячки. Впрочем, Минсолу-ханум родом не из этого поселения, она уроженка села Байряка. Казалось, все было лишь вчера - жизнь в родительском доме с сестрой, двумя братьями, нареченными мужественными именами - Тимергали и Тимербай. Первый сгинул в 39-м в Финскую войну, куда ушел добровольцем. Помнятся его слова: «Не могу оставаться в стороне, когда все мои друзья защищают Родину». И… ни весточки, ни похоронки… Второй брат, воевавший уже в Великую Отечественную писал регулярно - участвовал в боях за освобождение Ленинграда, Латвии, Польши, их часть шла на Берлин. Именно об этом он сообщил родным в своем последнем письме. Следует отметить, в 1944 году не стало и ее сестры, схватившей септическую ангину. Вслед за ней, в 52 года, ушла из жизни мать, видимо, заразившаяся от дочери. Таким образом, Минсолу осталась у отца одна. Трудилась в поте лица и в колхозном поле, и в подворье. После окончания восьмого класса работала в ютазинском пищепроме. Была там печь, в которой сушили картофель для отправки на фронт. На растопку печи требовалось много дров. Минсолу в числе других девчат отправили на заготовку дров в леса Зирякле-Елга. Проживали на квартире. Минсолу же, несмотря зимние холода, после работы шла домой в Байряку. Дома еле отдирала примерзшие к лаптям чулки. Мать, бывало, приготовит теплую воду, в которую девушка опускала свои уставшие, замерзшие ноги.
- Все же решила продолжить учебу, получить среднее образование, - рассказывает Минсолу-ханум. - Однако, проучившись год, вновь пошла искать работу. В Ютазах был некий Насим Валиев. Он сказал, смышленые девчата в его службе нужны. Да я заартачилась, мол, сидячая работа не по мне. Ну а с «ходячей» работой в дальнейшем очень даже повезло.
Было время, она работала в ютазинской столовой райактива. Но волею судьбы вернулась в родную деревню, откуда хрупкую девчушку вместе с подругой по имени Зайтуна отправили в Горьковскую область на торфяные разработки. Тяжелый труд, еда - капустная похлебка и 500 граммов хлеба, который девчата умудрялись продать на местном рынке, чтобы купить кое-какую одежду. Не хотелось ходить в рванье. После возвращения с торфяных разработок, она устроилась в Малоуруссинском медпункте санитаркой. К слову, санитаркой Гарифуллина продолжала работать и в Ташкичуйском медпункте, после выхода на пенсию. Она слыла правой рукой фельдшера - умела делать перевязки, «горячие уколы», внутривенные и внутримышечные инъекции. Такое было время - учились на ходу, а знания и умения тут же применяли на практике. В Таш-Кичу героиня повествования приехала уже после замужества, в середине 50-х: узами брака с каракашлинским парнем, Галиаскаром, Гарифуллина сочеталась в 1947 году. Вспоминает день, когда ей, каракашлинской невестке, пришлось входить в дом родителей суженого. Свекровь встречала ее со слезами: мол, вот, не могу слез удержать, думаю, наверное, идет невестка вся в тяжелых думах: в какой дом попаду, как примут? Приняли тепло. И она платила им тем же. Жила со свекровью и домочадцами во взаимопонимании, во взаимоуважении. Ее мужа в 1955 году направили в Малые Уруссу политинструктором действовавших здесь трех мелких колхозов: «8 Марта» (Малые Уруссу), А. Микояна (деревни Таш-Кичу, Биек-Тау и Кыск-Елга) и К. Маркса (Старые Уруссу). Впоследствии мужа героини повествования назначили председателем колхоза имени Микояна. В 1958 году мелкие хозяйства вновь подверглись укрупнению и в Малых Уруссу начал действовать крупный колхоз имени Тукая. Приятно осознавать, что данное сельскохозяйственное производство, несмотря на изменение правового статуса и в наши дни остается одним из крепких сельскохозяйственных коллективов района.
Минсолу Гарифуллина познала много лишений. Но и счастливых, полных радостных дней в ее жизни хватало. Она и сегодня живет в небольшом доме, построенном мужем. Крепком, светлом, теплом. И никуда не собирается отсюда уезжать. Благо, дети, а их у нее четверо, регулярно проведывают мать. Деревня Таш-Кичу небольшая, в ней насчитывается 70 дворов, но силой, видимо, человека здесь наделяют чистый воздух и родниковая вода. Глядя на юбиляра, полную воспоминаний, любви к людям, утверждаешься в мысли: старость - это не возраст, старость - это равнодушие, отсутствие желаний. Морально состариться можно и в юном возрасте, а молодым душой оставаться и в зрелые лета.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев