Из-за того, что эта вера была предана забвению столетия назад, о ней не так хорошо известно. Тем не менее, исследователи выделяют в ней два уровня: народный и государственный.
Первый – это, по сути, хорошо знакомый нам шаманизм, который предполагает обожествление природы и веру в духов. В той или иной форме он сохранился у большинства современных тюрок и монголов, даже тех, кто стали мусульманами или буддистами в глубокой древности. Казахи, к примеру, до самого 19-о века больше обращались по своим мелким проблемам к шаману-баксу, чем к мулле. Да и сейчас такая традиция кое-где сохранилась.
Второй, государственный или имперский уровень, появился, когда во всей Великой степи возникла единая держава – Тюркский каганат. Шаманы, приближенные к правителю, способствовали обожествлению верховной власти для укрепления ее авторитета среди простых кочевников. Каган считался сыном волчицы, потомком «великого неба» и т.д.
Если кратко, тенгрианство – это культ неба, которое считается неким обезличенным богом.
Такая религия была характерна для всех жителей степей Евразии, но по мере их распространения по всем сторонам света, кочевники стали принимать веру своих более многочисленных соседей, будь то христианство, ислам или буддизм.
Но теперь вернемся к татарам. Если говорить о той их части, которая сформировалась на берегах Волги, то это, по сути, объединение двух народов – булгар, покинувших Причерноморье 7-м веке и ушедших на северо-восток от своих врагов и тюрко-монголов Золотой Орды, которые стали править здесь с 13-о столетия, а через двести лет переселились сюда окончательно.
Нетрудно заметить, что те и другие были тенгрианами. Поволжье приняло ислам в 922-м году, чтобы получить помощь арабов против общих противников – хазар. Ордынцы обращались в мусульманство постепенно, а после 1320-х годов объявили веру пророка государственной религией. Только после этого началось слияние в единую нацию этих двух элементов современного татарского народа.
В наше время тенгрианство крепко забыто и даже на волне повышения интереса к собственным тюркским корням в 21-м веке, о нем мало кто вспоминает. Никакого неоязычества, как среди других европейских народов, у татар не возникло.
Нет комментариев