Сделанный в СССР
Чета Заляевых из Кряш-Буляка на днях отметила двойной праздник – 65-летие совместной жизни и 90-летие главы семейства.
Несмотря на почтенный возраст, Ильдус Аминович Заляев оказался хорошим рассказчиком. В его повествовании чувствовался некий колорит, легко передающий о днях его молодости. Герой повествования – коренной кряшбуляковец. Рос обычным деревенским парнишкой в семье, где помимо него росли еще трое – два брата и одна сестра. Как он говорит сам, голодать себе не позволял – на «кэлжэму» мерзлую картошку «заготовить» мог.
- Была у меня специальная палка (тэпэщ), - улыбается Ильдус-ага, - с ранней весны надевал лапти и отправлялся в колхозное поле, выковыривал мерзлые клубни, оставшиеся после осенней уборочной.
- А отец Ваш в Великую Отечественную войну не воевал?
- Как не воевал! – восклицает Ильдус Заляев, - дважды уходил на фронт. В первый раз он приехал домой после ранения. Шесть месяцев пробыл, вновь призвали. Служил в пехотных войсках. Сражался под Сталинградом. В одном из боев получил серьезное ранение. Осколок снаряда попал в голову и в глаз. Товарищи его перебинтовали, и он по-пластунски начал отползать назад. Метров десять не прополз, угодил под мину – одну ногу оторвало, на другой – мышцу. Домой он вернулся на протезной ноге и костылях. Между тем продолжал трудиться в колхозе (колхоз «Куряш-Буляк», впоследствии – им. Мичурина, последнее название колхоза – имени Ильича). Раньше у нас занимались овощеводством, куда отца определили бригадиром. Впоследствии работал на мельнице. Да только нашлись доносчики в соответствующие органы, мол, колхозным фуражом вскармливает лошадь.
Следует отметить, в те годы доносы между соседями, товарищами по работе и партии стали чуть ли не обыденным явлением. Этим охотно пользовались люди, не особо обремененные морально-этическими нормами и устоями. Таким образом «За хищение социалистической собственности» фронтовика, инвалида второй группы Великой Отечественной войны Мухамматамина Заляева приговорили к десяти годам лишения свободы. После прошений, срок его сократили, и он вернулся через пять лет. Мать героя повествования в колхозе работала практически до самой смерти. Ильдус Заляев после армии выучился в Бугульме на тракториста-комбайнера. Его, окончившего на «отлично» училище, в числе всей группы направили в Казахстан на поднятие целинных земель.
- Вручили почетную грамоту, накормили в столовой, - улыбается герой повествования, - и, не дав опомниться, «торжественно» отвезли… на вокзал. Правда, на Целине я не задержался, через полгода вернулся в родные края. Осенью нам дали расчет и отправили на зиму домой. Это была середина пятидесятых. Весной должны были вернуться, но я не захотел. Не понравилось. Паспорта нет. Поработав в родном колхозе механизатором, выучился в Альметьевске на водителя. Брат поспособствовал…
- А как вы с супругой, Зарией-ханум, познакомились? – спрашиваю юбиляра.
- Раньше в деревне нашей, - рассказывает он, - аккурат возле магазина, был двухэтажный дом одного зажиточного в прошлом помещика по имени Али-бабай. Дом этот мы так и называли «гурнэщэ». Красивый, то есть. Летний лагерь стада коров соседнего Байряки-Тамака располагался в Кряш-Буляке. Зарию, ей тогда и 18 лет не было, с другими подругами-доярками из Байряки-Тамака привозили к нам на работу. Девчата останавливались в том самом красивом доме. Отец у меня - бригадир, бахчевые – арбузы, огурцы и помидоры – в изобилии. Ну я начал потчевать Зарию и ее подруг. Надо же привлечь внимание. Сразу для себя решил – будет моей. А пока, думаю, пусть подрастет. Правда, она об этом не знала. На нее многие из парней заглядывались. В частности, Нафис. Я ему так и сказал: «Ты сейчас в армию уйдешь, не морочь ей голову и не надейся. Мне уже 25, я сам на ней женюсь». Сказано – сделано. Вот уже 65 лет вместе.
Да, сделанные в СССР – это особая порода людей.
- Каким Ильдус-абый был мужем? – спрашиваю Зарию-ханум.
- Поначалу я, конечно, нос воротила, - отвечает. – Слишком высокий, слишком смуглый. Ну а впоследствии не могла нарадоваться. За всю жизнь ни одного плохого слова от него не услышала. Не пил, не курил. Мы вырастили и дали воспитание сыну и двум дочерям. Сыну легко давались точные науки. Он с девятого класса стал учиться в Московской физико-математической школе-интернат имени Ломоносова для одаренных детей, действовавшей при МГУ. Окончил вуз, работал в престижных местах. Сегодня с семьей проживает в Москве. Одна дочь Заляевых – в Камских Полянах, другая – в Октябрьском. Радуют успехами внуки.
В трудовой биографии героя повествования была работа на КамАЗе, в Октябрьском АТП. Зария-ханум Заляева трудилась поваром. Многие годы чета проживала в Октябрьском. Был у них дом, приусадебный участок. Но деревенский уклад жизни в их понимании лучше. И уже довольно в зрелые годы они вернулись в родные пенаты. Ильдус Заляев всегда оставался человеком активным, неравнодушным, возглавлял работу совета ветеранов и первым шел на субботники. Вернее, ехал. На собственной легковушке. Да, водитель с солидным стажем, он все еще «на коне».
Поздравить виновников торжества с красивыми датами их жизни пришли замглавы района Закуан Ильясов, начальник отдела загс Гузалия Фахуртдинова, представители сельского поселения и первичной ветеранской организации. Слова добрых пожеланий, улыбки, подарки… Говорят, счастливый брак – это брак, в котором муж понимает каждое слово, которое не сказала жена. Заляев, скорее всего, этот постулат уяснил изначально и успешно пользовался им по жизни.
Роза АХМАДЕЕВА
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев