У нее было счастливое детство – трудовое
Воспитатель Уруссинского детского сада №7 Галина Иванова 25 лет из 33 лет педагогического стажа обучает ребят татарскому языку.
>
Верная однажды избранной стезе
У Галины Александровны много регалий – почетных грамот и благодарственных писем различных уровней, выигранных грантов, в прошедшем году она стала победителем муниципального этапа республиканского конкурса «Воспитатель года-2024». Все эти достижения как нельзя лучше свидетельствуют об уровне ее профессионального мастерства. Не секрет, в последние годы даже в семьях общение на родном языке становится все меньше и меньше. В большинстве своем. Речь не обо всех, разумеется. И вот с такими малышами занимается Иванова – обучает азам общения на татарском языке, в игровой форме приобщает к культуре и традициям татарского народа.
- У меня три подгруппы, - говорит Галина Иванова, - в каждой из которых по восемь – десять детей. Они понимают заданные вопросы, отвечают на них. А это уже неплохо.
- Простите, а почему у Вас русские имя и фамилия, а на татарском говорите чисто?
- По национальности я кряшенка, - отвечает. – Мужа зовут Виктор, сына в честь деда назвали Александром. Он работает на Севере. У него подрастает дочурка Доминика – наша внучка и большая радость. Она посещает Уруссинский детский сад №2. Родом мы из деревни Курчеево Бакалинского района Республики Башкортостан. Там проживают мои сестры – Ирина, Людмила, Надежда и мама Ольга Васильевна. Ну а мы из Уруссу приезжаем к ним практически каждую неделю.
Всех мальчишек командир
- Вот Вы работаете с детьми, расскажите немного о своем детстве – в какие игры играли, чем занимались, влетало ли от родителей за непослушание?
- Какое непослушание? Сколько себя помню, мы успевали все – и хорошо поработать, и вдоволь наиграться. Судите сами – отец работал механизатором, мама - на ферме. В подворье – огород под 30 соток. Мы с сестрами и картофель окучивали, пололи, и кормовую свеклу прореживали, также пропалывали, и воду в ведрах на коромысле носили… Осенью, понятное дело, уборка урожая. Да и в колхозном поле нам, школьникам, работы хватало. Помимо картофельного и свекольного поля, мы трудились на конопляном поле - подвязывали стебли конопли в снопы. Дома, если это лето, помню, грядки прополешь, бежишь на речку Идяшку купаться. Прибежишь, опять какие-то дела делаешь. Не помню, чтобы домашний труд нас напрягал.
- В какие игры играли, и где это проходило?
- С улицы нас было не загнать, - улыбается героиня повествования. – Во что только мы не играли! Вышибалы, штандер, прятки, жмурки, салки, классики – это далеко не полный перечень наших увлечений. Любили и ждали Пасху, когда мы, детвора, ходили по дворам и провозглашали: «Христос Воскресе!». В ответ получали крашеные яйца и куличи. С этими яствами мы отправлялись на поляну, где катали пасхальные яйца. «Покатушки» - так называлась это старинная игра.
- Словом, в детстве Вы были вовлечены в любой «кипишь»?
- Без ложной скромности замечу: я всегда оставалась лидером, мальчишек «строила», была заводилой. И жизнь была интересной, и жить было интересно. В школе меня даже в угол ставили за чрезмерную находчивость. Вот скажите на милость, зачем детворе лазать в чужие огороды за яблоками и огурцами?
- Потому что своего не было.
- Ответ неверный. Было свое. Но на соседней улице яблоки казались слаще. И это в те годы не оценивалось, как воровство. Азарт, знаете ли… Будучи педагогом, со всей ответственностью заявляю: детскими забавами человек должен «переболеть» в нежном возрасте. Чтобы детство не дало о себе знать в зрелые годы.
Хорошая девушка Галя, в отчаянии он не писал?
- Ну а как проводила досуг старшеклассница Галя?
- В клуб ходила с подружками. Со своим кассетным магнитофоном. Дискотеки устраивали, молодежь из городов приезжала. А это уже подстегивало! Наплясавшись и насмеявшись, с преисполненным чувством собственной значимости шли домой спать. Впрочем, нет, вру. Домой шли не сразу. Было у курчеевских девчат одно увлечение – распевать на улице татарские песни. Вот так, бывало, схватимся за руки и идем по дороге, оглушая округу заливистыми голосами. В репертуаре преобладали песни, которые были у всех на слуху – «Эх, тала-тала-тала», «Аерлмагыз», «Кубэлэк»… Что интересно, взрослые нам не делали замечаний: «Чего разорались!». Напротив, если это лето, все распахивали окна, бабушки с дедушками в том числе, и внимали нам, провожая добрым взглядом. Лишь с течением лет понимаешь, о чем они молчали, где были их мысли. Там, где прошла молодость.
- Будущего суженого не этими «волшебными» вечерами повстречали?
- Скажем так: одним из волшебных. Виктор – мой односельчанин. Мы ходили в одну школу, но встречаться начали после его возвращения из армии. Служил он в Германии. Мне было 19 лет, ему – 21 год.
- Долго дружили, пока не связали отношения узами брака?
- Очень. Целых три месяца, - улыбается. - Решила, пока берут… Шутка, конечно. Если серьезно, мне и вправду повезло с мужем – Он совершенно замечательный человек. Во всех отношениях.
Кряшены, как субэтническая культура татарского народа
Оказалось, героиня повествования из двойняшек. У нее есть сестра-близнец Надежда Пятибратова. Она руководит действующим в селе Курчеево фольклорным ансамблем «Идель-Баш», в состав которого входят все трое сестер и 86-летняя мать Галины Александровны. То есть род нашей героини ратует за сохранение самобытности и идентичности кряшенской культуры, народа, который говорит на татарском языке и исповедует православие. Словно самими Небесами прописано: землянам - представителям различных культур и традиций – другого не дано, как жить в мире и согласии. Правда, здорово, что это у нас получается? А еще здорово, что такие разносторонние люди с глубокими корнями, как Галина Александровна Иванова своей профессией избирают педагогическую стезю.
Роза ИСКАНДЕР
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев