«Казанка — это сердце столицы Татарстана»
На всемирном парковом конгрессе World Urban Parks, который проходил в столице Татарстана 18 октября, объявили о старте разработки стратегии развития реки Казанки. Какие площади будут охвачены проектом? Как в обсуждение будут вовлекать казанцев? На каком этапе находится еще один проект экореабилитации – Лебяжьи озера? Об этом помощник Президента Татарстана Наталия Фишман-Бекмамбетова рассказала в интервью ИА «Татар-информ».
РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ КАЗАНКИ НЕВОЗМОЖНА БЕЗ УЧАСТИЯ ЖИТЕЛЕЙ СТОЛИЦЫ ТАТАРСТАНА
В ходе мирового конгресса World Urban Parks, который прошел в Казани 18-20 октября, была запущена разработка стратегии развития реки Казанки. Для чего нужна эта стратегия и в чем ее актуальность?
Река Казанка — это сердце столицы Татарстана и, конечно, развитие города невозможно рассматривать без привязки к этой территории. Творческая группа при мэрии Казани во главе с заместителем главного архитектора города Дарьей Толовенковой и ее коллега Тимур Кадыров со своей группой стратегического планирования проделали уже большую работу. Сейчас к ним подключилась команда студии Orchestra Design.
Важная часть проекта — это формирование диалога и взаимодействие с администрацией города, горожанами, экспертными сообществами, бизнесом. Мы выделяем партисипацию как самоценный и важный этап, потому что разработка стратегии развития Казанки невозможна без участия жителей Казани. Тем более, когда речь идет о территории в самом центре города, которой пользуется максимально большое количество людей.
Этот проект отличается от привычных для нас парков не только концепцией, но и огромным объемом работы. Протяженность береговой линии реки — 68 км, к ней примыкают гектары потенциально парковых зон. В России с подобными объемами работает разве что Москва. Это совершенно новая задача масштабного переосмысления и благоустройства территории. Мне кажется, весьма символично, что разработка стратегии развития реки Казанки была запущена именно на конгрессе World Urban Parks, одной из основных идей которого стала концепция «город в парке», а не «парк в городе».
Как проектируемая территория выглядит сегодня, в каком состоянии она находится? Какие площади охвачены будущим проектом?
Проект затронет территорию в 3 тыс. га — это водный массив и прибрежные зоны Казанки от исторического русла и Зилантова монастыря до Голубых Озер.
На данный момент у Казанки есть проблемы экологического характера, и, если выражаться профессиональной терминологией, река сейчас “умеренно загрязненная”. Но такой же статус у многих рек в нашей республике.
Разумеется, ее состояние неравномерное – где-то вода лучшего качества, где-то, напротив, сильно загрязнена. Это зависит от инфраструктуры прибрежных территорий и других антропогенных влияний, донных отложений и других факторов — на этот вопрос, конечно, лучше меня ответят экологи. Могу лишь сказать, что при разработке концепции очень важен комплексный подход. В нашей практике были и другие сложные задачи, связанные с водой, например, Лебяжьи озера и озеро Нижний Кабан — все эти случаи нужно рассматривать индивидуально и вместе со специалистами искать конкретное решение для каждого места.
Казанка — памятник природы регионального значения. Большая часть территории реки и прибрежных зон является природоохранной, сохранить ее биоразнообразие, включающее в себя болотные угодья, заливные луга и даже редких птиц, — это первостепенная задача.
СТАНДАРТЫ ДЛЯ ДЕВЕЛОПЕРОВ: СТРОИТЬ ЗДАНИЯ НА БЕРЕГУ КАЗАНКИ БУДУТ СОГЛАСНО ОБЩИМ ТРЕБОВАНИЯМ
Татарстан – лидер по вовлечению жителей в процесс разработки и проектирования общественных пространств. Как тот опыт, который вы наработали в республике за 5 лет, будет использован при разработке стратегии Казанки? Как планируете вовлекать казанцев в обсуждение?
За пять лет у нас накопился достаточно большой опыт по вовлечению. И в работе со стратегией мы, конечно, пойдем тем же путем — будем работать вместе с жителями и активными сообществами, потому что все это делается для них и именно они формируют заказ на проектирование береговой линии.
Еще на этапе подготовки было проведено 70 интервью с экспертами, в том числе с ведущими сотрудниками Академии Наук Республики Татарстан, Казанского федерального университета, Казанского национального исследовательского технологического университета, Русского географического общества, с археологами, географами, биогеохимиками, историками и специалистами по охране окружающей среды. И эта работа продолжается. Нам важно, чтобы профессиональное сообщество активно включалось в работу, ведь ему есть чем поделиться и что привнести в проект — эта информация очень ценна и нужна для разработки стратегии развития реки.
Но главная особенность проекта все-таки в том, что он с самого начала создается в партнерстве с жителями Казани. Уже запущена онлайн-платформа kazanka.tatar, с помощью которой каждый желающий сможет предложить свои идеи и проголосовать за инициативы других участников. Планируется образовательная программа с дискуссиями и проектными семинарами с участием экспертов, представителей администрации и бизнеса. Скоро мы все объявим.
Мы понимаем, что речь идет не просто о благоустройстве территорий вокруг реки. Какие задачи в части сохранения экологического ландшафта стоят перед разработчиками?
Да, экологическая составляющая — важный аспект стратегии. И как врачи мы в первую очередь руководствуемся принципом “не навреди”, ведь большая часть территории реки и прибрежных зон является природоохранной. Нам необходимо сохранить биоразнообразие территории: болотные угодья, заливные луга, редких птиц. Мы хотим разработать общие стандарты для девелоперов с четкими требованиями к будущим постройкам. При этом важно отметить, что стратегия будет учитывать уже утвержденные городские проекты, работа предстоит комплексная.
«СЛЕДУЮЩИЙ ЛЕТНИЙ СЕЗОН ДЛЯ ЛЕБЯЖЬИХ ОЗЕР БУДЕТ «ПЛЯЖНЫМ»
Еще один значимый проект экореабилитации для Татарстана – Лебяжьи озера. Расскажите, в каком статусе сейчас проект, что планируется сделать к следующему летнему сезону?
В два «пустых» озера вернулась вода, уже появились рыбы, прилетели птицы, разрастается растительность. Сейчас экореабилитация продолжается, но уже естественным путем. Не перестаю благодарить за спасение уникальной по своему биоразнообразию территории хранителя татарстанской мелиорации Анвара Махмутовича Залакова и, конечно, ОАО «ТАИФ» и ПАО «Казаньоргсинтез», без чьих инвестиций проект бы просто не состоялся. Мне кажется закономерным, что международную премию International Large Urban Parks Awards в номинации Eurasian Park Awards получил именно этот объект. Это же удивительно и беспрецедентно для России — мы буквально возродили озера, которые просто исчезли еще более 15 лет назад.
Сейчас закончена работа по наполнению озер, увеличен объем озера Малое Лебяжье, у которого уровень воды теперь не ниже 4 метров. Летом там провели сети водоснабжения и канализации, продолжается работа над благоустройством территории: постелили деревянный настил и укрепили берег камнем, обновили подъездные пути. В этом году там закончим установку двух туалетов и МАФов — лавочек, мусорных баков, душевых, раздевалок, площадок для пикников, двух детских площадок и воркаут-зоны.
Проект реализуется под авторским надзором Лилии Гиззятовой — руководителя бюро «Архитектурный десант», невероятного трудоголика, человека золотого ума. Судить о результатах ее работы вы можете, например, по пляжу «Камское море» в Лаишево, который в первый же год стал у казанцев самым популярным местом для летнего отдыха и побил рекорды по посещаемости. Поэтому я спокойна как за сохранность растений и животных на Лебяжьем, так и за реализацию проекта, который предполагает бережное отношение к особо охраняемой природной территории. Кстати, важно, что одним из решений при благоустройстве стала установка ограничений для въезда машин.
Следующий сезон уже будет пляжным, поэтому казанцы могут начинать планировать пикники и выезды на Лебяжьи озера. Единственное, я очень полагаюсь на сознательность наших жителей и очень надеюсь, что они отнесутся к этой территории так, как она того заслуживает.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев