В селе Чишмы Республики Башкортостан пациентка пришла на прием к хирургу Артуру Г. зашить рану, а потом, как и многие, выплеснула свое недовольство в соцсетях: обвинила врача в халатности и отвратительном качестве медпомощи.
Женщина заявила, что рана начала гноиться, долго не заживала, и ей пришлось обращаться к другим докторам. Гневный пост пациентка разместила в одной из групп соцсети «ВКонтакте», подписчиками которой состоит почти полпоселка.
Хирург узнал о скандальной публикации от коллег и немедля зафиксировал оскорбивший его отклик: заверил у нотариуса скриншот страницы в соцсетях. А потом обратился в суд с требованием о компенсации. Как сообщают местные СМИ, медик представил документы, подтверждающие, что он добросовестно выполнил все действия, положенные в подобных случаях. А также пояснил в суде, что пациентка явилась на прием пьяной, рана уже была с нагноениями и зашить ее было попросту невозможно. Поэтому доктор почистил рану, сделал перевязку и выписал необходимые лекарства.
Артур Г. оценил свой ущерб в 50 тысяч рублей, в итоге ему присудили 5 тысяч. Однако дело стало ярким прецедентом и заставляет задуматься: выходит, теперь любая жалоба на врача в соцсетях может обернуться судом и штрафами для пациентов?
- На самом деле судебная практика в нашей стране уже давно идет по такому пути: порочащие сведения, выложенные в Интернете, могут быть поводом для обращения в суд с иском о защите деловой репутации. Даже если вы опубликовали такую информацию в личном акккаунте в соцсетях, где у вас подписчиков «полтора землекопа», - поясняет эксперт по гражданскому законодательству, опытный адвокат Дмитрий Лесняк.
Однако это вовсе не значит, что суды будут наказывать за любое недовольство, высказанное в соцсетях, успокаивает юрист. Автор гневного поста рискует нарваться на судебные разбирательства, если налицо одновременно несколько условий:
1) опубликованы обвинения с указанием конкретных фактов, которые можно проверить и установить, соответствуют ли они действительности. При этом доказывать правдивость обвинений обязан ответчик, то есть человек, который разместил оскорбительный пост в соцсетях.
2) эти факты порочат деловую репутацию. А вот тут уже придется потрудиться обиженному истцу: доказать, что он действительно пострадал из-за поста - случился нервный срыв, стало меньше клиентов (пациентов) и т.п.;
3) установлен факт размещения порочащих сведений в Интернете - обычно это фиксируется путем нотариального удостоверения скриншота страницы из Интернета, что и сделал хирург Артур Г.
- Примечательно, что наши суды в подобных делах ориентируются на практику Европейского суда по правам человека, - отмечает Дмитрий Лесняк. Исходя из этого, авторам постов в соцсетях не грозят наказания, если:
- Человек публикует хоть и негативные, но оценочные суждения, а не конкретные факты. Например: возмущается хамством, пишет о том, что его не устроило качество услуг и т.п. Вообще, если отзыв сопровождается репликой «на мой взгляд», «считаю, что», «уверен, что это плохой врач» и т.д. - это как раз подтверждает оценочный характер суждения.
- Используются обидные прозвища «животного происхождения»: козел, осел, свинья и т.п. Также вполне допустимо сравнивать, например, с литературными персонажами. «Метафоры допускаются, потому что они по определению не могут поддаваться проверке, а значит, суд никак не может исследовать, похож врач на Айболита или Доктора Хауса», - поясняет наш эксперт.
В целом же адвокаты рекомендуют пациентам быть вежливее и осторожнее. Если вас не устраивает качество медуслуг, жалуйтесь в первую очередь руководству поликлиники или больницы, а также в свою страховую медицинскую компанию, телефон которой указан в полисе ОМС (обязательного медстрахования). Такой путь куда эффективнее и безопаснее, поскольку, как правило, не грозит ответными претензиями.
Нет комментариев