Ютазинская новь

Ютазинский район

16+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Знай наших

Солнечный свет в их отчем доме не погас

Проживающая в поселке Уруссу Рузгар Галиева на днях принимала поздравления по случаю своего 90-летнего юбилея.

Проживающая в поселке Уруссу Рузгар Галиева на днях принимала поздравления по случаю своего 90-летнего юбилея.

От руководства района героиню поздравила начальник отдела по работе с поселениями Зульфия Аминова. Цветы, добрые слова, подарки… Все это уроженка Старых Уруссу Рузгар-ханум заслужила в полной мере. Детство ее пришлось на военные годы. Тяжело было девчонке. Отец ее умер еще до войны – в 1939 году. Так что матери героини, оставшейся с четырьмя детьми на руках, было непросто их поднимать. Чтобы свести концы с концами, женщине приходилось денно и нощно трудиться в колхозе. Что и говорить, зачастую дети были предоставлены самим себе. 

- Мой старший брат, Анвар Шарафиев, погиб на войне, - рассказывает Рузгар Фахретдиновна. – Его забрали 18-летним парнишкой. Он служил кавалеристом. От него мы успели получить всего два письма. Вскоре пришло известие о том, что он пропал без вести. Коровы у нас не было. Тяжело жили. Тем не менее семилетку в родной деревне я окончила. Мне было всего 8 лет, когда я с мамой начала ходить на работу в колхоз. И это понятно, ведь колхозникам, согласно списку, ежедневно выдавали по 200 граммов овсяной муки. На двоих с матерью – это уже 400 граммов, уже можно как-то прокормиться. В основном меня задействовали на прополке. 

Как рассказывает одна из дочерей героини повествования, Рузалия, Рузгар-апа была наделена особыми качествами, которые притягивали к ней людей. Так было с самого нежного ее возраста. Так, сельские женщины ей буквально в четырехлетнем возрасте доверяли своих младенцев. Она присматривала за ними, как могла нянчила. Даже тот кусочек хлеба, который она «зарабатывала» таким способом, многое значил – позволял выжить. Наверное, не будет преувеличением сказать, что наша героиня, несмотря на многие лишения военного детства, родилась под счастливой звездой. Судите сами, ей в детстве два раза читали ясын. Смысл и значение этой молитвы, думается, известен каждому: если человеку суждено умереть, это произойдет без мук для него, если его земной путь не окончен, он вскорости пойдет на поправку.

- Первый раз, - рассказывает Рузалия-ханум, - это произошло, когда матери было пять лет. Зима. Бабушка, наказав дочери никуда не выходить, пошла на родник за водой. Девчонка тут же решила пойти к соседям поиграть с подружкой, которая росла с отцом и у них в доме всегда был хлеб. Кусочек перепадал и ей. Так вот, она из дома выйти вышла, а соседскую дверь отворить силенок не хватило. И в свою избу дверь не смогла открыть. Так и стояла, пока мать не вернулась. Простояла недолго, но этого хватило, чтобы ребенок сильно застудился. Во второй раз она получила сильное отравление. Деревенский бабай, работавший в хлебном амбаре, решил помочь семье – поскреб, что называется, по сусекам, и с пола наверняка подмел и выделил бабушке немного муки. Испекли лепешки, первую дали самой младшенькой - маме. Она тут же занемогла. Оказалось, остатки муки перемешались с крысиным ядом.

Провидение Всевышнего – его воля, чтобы этот человек жил. Шли годы. Окончилась и война. Постепенно жизнь налаживалась. Трудовой путь нашей героини начался в родном колхозе, где она работала учетчицей. Впоследствии она трудилась кассиром в кинотеатре «Восток». В 1956-м героиня повествования вышла замуж за односельчанина, в семье родилось четверо детей. Рузгар Галиева невесткой вошла в дом, где проживали по сути две свекрови и свекор. Свекровь свекрови еще была жива. Жили дружно, двенадцать лет одной семьей, в одном доме. Супруг работал на Нефтебазе в поселке Уруссу. Вскоре от предприятия им предоставили квартиру, и семья переехала в Уруссу. Да только не суждено было долго радоваться, отец семейства попал в аварию и умер. Старшей дочери Рузгар-ханум было 11 лет, следующей – 7 лет, третьей – 3 годика и младшенькому, сынишке, – год и три месяца. Матери детей – 33 года. Правда, свекровь сильно помогала. После смерти мужа она решила перейти работать на Нефтебазу (Химзавод). Вскоре расторопную, мягкую по характеру женщину приметил заводчанин, также из ее села. И в 1969 году она вышла замуж повторно. Это оказался человек удивительный. Он как родных принял ее детей, мог и балиш приготовить, воспитывал, любил детей супруги. Те в свою очередь также называли его отцом: что в детстве, что во взрослой жизни уважали и ценили.

Более того, Талгат-ага (так его звали) слыл мастером на все руки. Одинаково помогал по хозяйству своей матери в деревне, Марфуге-эби, и родителям погибшего, родного отца детей своей жены. Рузгар за ним была как за каменной стеной.

- Наша родная бабушка, Рабига-эби, - говорят дочери нашей героини, - практически до самой смерти держала овец. А вообще они с дедом Ибрагимом всегда жили в достатке – в своем подворье содержали корову, гусей, уток, индеек и кур… Мы то к одной бабушке пойдем, то к другой. И они между собой дружили, как родственники. Так вот и жили наши старики – в ладу с миром и с самими собой. А мама всегда оставалась мягким человеком со стальным стержнем внутри. Она и сегодня на ногах, сама себя обслуживает. Разумеется, мы всегда рядом, не нарадуемся, что она в здравии и в твердой памяти. Солнечный свет в нашем отчем доме не погас, нас есть кому встретить, есть кому проводить. 

Автор Роза АХМАДЕЕВА

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев