Впитавшая пыль веков история религии в Акбаше
К 1100-летию принятия ислама Село Акбаш имеет многовековую историю, следы которой очевидны и в наши дни.
Несколько отличающееся своей природой, людьми и делами село Акбаш с недавних пор обрело мечеть. Как отметил имам-хатиб мечети, долгие годы преподававший в школе Явдат Валиахметов, история села уходит корнями в XVIII век. К числу первых переселенцев на эти земли относятся 17 семей во главе с Асаном Юртаевым из села Тайчи Байларской волости Уфимского уезда. Село постепенно разрасталось, у него появились свои ремесленники. Здесь широкую известность получили мастера по добыче бутового камня и известняка. Некоторые освоили ремесло изготовления горшков и плетения корзин, и эти работы неизменно пользовались покупательским спросом в местном рынке. Вместе с тем акбашцы продолжают свято чтить заветы своих предков, бережно хранить свою религию, обычаи и каноны ислама. Мирская жизнь у наших предков никогда не шла в разрез духовной. В этом они находили душевное равновесие и покой.
Мусульмане во все времена самое серьезное внимание уделяли строительству мечетей. Так, в 1808 году в Акбаше появилась первая мечеть. Она располагалась по нынешней улице Школьной, рядом со старым кладбищем села. Вторая мечеть (на месте Советской улицы) была построена в 1867 году. Исполняющие религиозные обряды аксакалы и муллы села распространяли среди татарского народа свет просвещения, проповедовали нравственные ценности.
В 1915 году в Акбаше была открыта третья мечеть. Однако революционные настроения в стране отнюдь не способствовали религиозной деятельности. Октябрьская революция и Гражданская война, марксистские лозунги страны Советов привели к тому, что в селе не осталось ни одной мечети, которые некогда служили религиозными центрами. И такое явление продолжалось на протяжении многих лет. И все же местное население продолжало жить по канонам ислама, не прекращало выполнять религиозные обряды: совершать намазы, проводить никахи, по укоренившейся традиции мусульман провожать человека в последний путь. То были времена жесточайшего запрета религии вообще. Однако в душе каждого продолжала жить вера, которая давала силы для служения ей. Пусть и тайно.
Об этом и о жизни и деятельности села в целом мы беседуем с Явдатом-ага. Он остановился на некоторых интересных моментах, которые вошли в историю Акбаша. К примеру, во время сноса мечети все книги и ее принадлежности, выбрасывали из окон, как нечто ненужное, себя изжившее. Эти реликвии, валяющиеся в пыли, люди близлежащих домов находили в себе мужество подбирать, под страхом смерти приносить домой и прятать для грядущих поколений. И, как ни странно, эти книги, пройдя испытание веками, вернулись в 2019 году. Чудо, конечно. По словам Явдата-ага, эти ветхие книги в Акбашскую мечеть передал Вахит Алтынович, который в свое время жил рядом с мечетью. Окончив семилетку, он уехал из села в Ульяновск. Сегодня он встал на путь ислама, глубоко верующий человек. И до него были люди, передававшие бесценные книги, вобравшие в себя кровавые события той эпохи.
Как мы уже отмечали ранее, несмотря на разрушение мечетей, в селе совершались религиозные обряды, а исполняющие их муллы были самыми уважаемыми людьми среди местного населения.
ВРЕЗКА. В 1918-1938 годы деятельность мечети велась под началом Хафиз-муллы, в 1939-1965 годы имамом работал Гариф-мулла, в 1965-1970 годы – выпускник прославленного Байрякинского медресе Гилязетдин Камаев, в 1971-1985 годы – Муксин Давлетбаев, в 1986-1990 годы – Госаметдин Камаев, в 1991-2012 – Мухаметнур Каниев, с 2014 года работу Акбашской мечети возглавил Явдат Валиахметов.
В Акбаше, многие годы простоявшем без мечети, в 2018 году при поддержке руководства района и жителей села была построена мечеть “Сахаутдин”. В назначенный час призывающий к молитве азан словно одаривает сельчан чувством умиротворения и благополучия, благословляет на добрые дела. Сегодня светлое и по-домашнему уютное здание мечети - прекрасное место для проведения тематических мероприятий, чтения намаза, сур из Корана, общения единоверцев. Деяния и мысли имам-хатиба Явдата Валиахметова направлены на сохранение и преумножение завоеваний наших предков, тех традиций и обрядов, которые в наших силах передать будущим поколениям. Вера татарского народа – ислам вот уже более тысячи лет служит неким маяком нравственности и самой высокой морали, в основе которой – толерантность и уважение к представителям других национальностей и вероисповеданий, с которыми бок о бок проживает в мире и согласии татарский народ.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев