В Ютазе быть этно-культурному центру
«Кутуевские чтения» — под таким названием на базе Ютазинской школы прошла научно-практическая конференция.
Напомним, форум проходил в рамках литературного фестиваля «Яблоко пополам», посвященного 120-летию советского писателя, поэта, драматурга и военного корреспондента Аделя Кутуя.
Адель Кутуй «возвращается» к ютазинцам
Организаторами мероприятия выступили работники отделов образования и культуры, Ильмира Губайдуллина, которой принадлежит почин открытия в селе Ютаза этно-культурного пространства на базе дома своих предков. Это событийное явление для ютазинского края, которое поддержали руководство района и общественные организации. На конференцию приехали гости из Казани, Альметьевска, Набережных Челнов, соседнего Октябрьского — доктор филологических наук, академик Анвар Шарипов, разработчик орбитальной станции «Буран» Марсель Имамов, преподаватель информатики Казанского авиационного колледжа Альбина Нургалиева, директор Тукаевского клуба «Форд-фокус» Рафаэль Сафин, преподаватель татарского языка и литературы Казанского медицинского колледжа Миннегуль Субаева и многие другие. От имени руководства района участников фестиваля приветствовал заместитель руководителя исполкома района по социальным вопросам Сергей Рузанов, а также хозяин площадки фестиваля — директор Ютазинской школы Анис Ямалетдинов.
— Почин по организации в селе Ютаза музейного комплекса, — отметил в своем выступлении Рузанов, — принадлежит одному человеку и имеет поступательное развитие. Потенциала и творческих задумок у Ильмиры Мирсаетовны достаточно, чтобы зарождающийся объект обрел соответствующий статус и уровень. Думается, он еще заявит о себе не только в нашем районе, но и за его пределами.
В ходе конференции состоялся некий «диалог» пишущей братии прошлого нашего народа с современным поколением. Лейтмотивом же фестиваля является причастность Аделя Кутуя к ютазинской земле. Как прозвучало на конференции, прототипами героев его произведения «Неотосланные письма» стали ютазинцы. Развернутая в фойе школы «живая» выставка невольно переносила участников фестиваля в прошлое нашего народа — в годы Великой Отечественной войны. Ведь судьба Аделя Кутуя неразрывно связана с военными сороковыми. Вот девушка в образе врача, прижимающая к груди сердцу милое письмо. Без слов понятно, что перед нами главная героиня «Неотосланных писем». А эти девушки в башкирских национальных костюмах представляют центр каллиграфического письма «Буквица»: они старательно выводят чернильными перьями заглавные буквы, пытаясь придать им, как в прошлом, замысловатый вид. Все живо и проникновенно.
И расширила свои границы сцена Ютазинской школы
Праздничную атмосферу фестивалю задали танцевальный коллектив села Байряка «Тургай», творческие коллективы и солисты соседнего Октябрьского. Академические голоса артистов и филигранно отточенные движения танцевального фольклорного коллектива «Аяз» Октябрьского музыкального колледжа сорвали заслуженные овации зала. Эти яркие выступления заставляли звучать самые потаенные струны души человеческой, невольно возвращая нас к корням. Несомненно, все участники в полной мере почувствовали это — связь прошлого с днями сегодняшними. В ходе же теоретической части фестиваля докладчики обратили внимание собравшихся на то, что «Неотосланные письма» и в наши дни не теряет актуальности. Секрет здесь прост — извечная тема взаимоотношения двух любящих людей, семейные перипетии и недосказанные мысли...
— По воспоминаниям жителей села, жена Аделя Кутуя, Галима Кутуева, в 1934-1935 годы работала в Ютазинской амбулатории, — отметила в своем докладе учитель татарского языка и литературы Ютазинской школы Лилия Валиуллина. — «Мне в этой деревне очень понравилось, — пишет в „Неотосланных письмах“ главная героиня произведения Галия. — Посредине деревни изгибается речка. В ней плавают гуси и утки, купается местная ребятня. На побережье произрастают яблони, вишня, черемуха. По весне от цветущих деревьев деревня покрывается в белый цвет. Горы покрыты лесами. В километре от села, в лесу, расположен санаторий. Сюда на лечение приезжают со всего Союза. Посредине села пролегает железная дорога, по которой спешат поезда, оставляя нам новости страны». А вот воспоминания из сборника об Аделе Кутуе, выпущенного в 1984 году Татарским книжным издательством. Галима Кутева в них пишет: «В 1934 году я окончила институт. Меня направили работать в село Ютаза. Адель был не против. 15 мая, взяв детей, одной из которых была сирота, служившая няней детям, я отправилась в Ютазу.
В Казань Галима Кутуева вернулась в 1935 году. Она всю жизнь проработала в республиканском тубдиспансере. Выйдя на пенсию, вернулась в Ютазу и четыре года проработала в Ютазинской кумысолечебнице главным врачом. Алима Садыковна — так уважительно обращались к ней коллеги. Проработавшие с Галимой Кутуевой Тазкира-апа в те годы работала заместителем завхоза Ютазинской кумысолечебницы. «То было тяжелое время. Корпуса лечебницы отапливались дровами. Продовольственное обеспечение — из Казани, в связи с чем частенько возникала задержка провизии. Машин нет, подвоз из ютазинской станции — на лошадях, за которыми также нужен уход. Мы сами заготавливали для них сено. Все возникающие проблемы решала Алима Садыковна. Она была строгой и требовательной, человечной и добросердечной одновременно». В эти годы к ней в отпуск с семьей приезжал сын Рустем Кутуй. По воспоминаниям Тазкиры-апы, Рустем внешне сильно походил на мать — среднего роста, с черными как смоль волосами, открытый, коммуникабельный. Его супруга Светлана — красавица, благовоспитанная женщина. Они охотно рыбачили, ходили по ягоды.
Каждое из выступлений служило некой распахнутой страницей содержательной книги о людях, некогда живших и работавших на ютазинской земле. Как отметила Ильмира Губайдуллина под занавес форума, завершается научно-практическая конференция, но не фестиваль. Он будет продолжаться на различных площадках района в течение октября.
Вдохнула жизнь в дедовский дом
Ильмиру Губайдуллину в полной мере можно назвать неординарной личностью: жительница Казани, она вернулась к своим истокам в селе Ютаза. Дом ее деда Миргасима, построенный аж в 1923 году, для своего времени был крепкой бревенчатой избой. Его стены из сухого сруба и сегодня будто горделиво оглядывают современника. Заходя в дом, попадаешь в избу-прихожую, по обе стороны от которой расположены отдельные помещения — некогда женская и мужская половины, а в каждой из них — печь.
— Я росла в этом доме, — рассказывает героиня повествования. — Ходила в Ютазинскую школу, была секретарем комсомольской организации. А какие у нас были учителя! Валентина Егорова, Хафиза Валеева, Эльфа Губайдуллина... Это же пример истинной интеллигентности! Так что школьные годы, сама юность остались в памяти песней навсегда. В дальнейшем я окончила филологический факультет Казанского государственного университета.
Словом, жизнь завертела-закружила в свой водоворот событий, связанных с семейной жизнью, карьерным ростом, воспитанием вначале детей, впоследствии — шестерых внуков, что дедовский дом Ильмиры Губайдуллиной в Ютазе стоял в ожидании своего хозяина. Как она отметила, Миргасим-бабай был пчеловодом, одним из первых посадил в своем подворье фруктовые деревья. Однако некогда чудный яблоневый сад с течением лет превратился в непроходимые заросли. Дом темнел пустыми глазницами. И вот в это родовое гнездо возвращается Ильмира Губайдуллина. Сегодня она на заслуженном отдыхе. Дети получили хорошее образование, самодостаточные люди, внуки не нуждаются в опеке бабушки.
— Я знала, во что превратился дом, — говорит она. — Поэтому, приезжая в эти края всегда старалась избежать встречи. Думала, увижу и хватит удар. Здесь порушили, растащили все, что могли. Жаль сундуков бабушкиных. Но что делать? Продавать за бесценок? Ведь с этим домом связаны такие хорошие детские воспоминания, когда я, собственно, росла на подоле бабушки. Она в те годы расцвета атеизма нашептывала мне молитвы, ненавязчиво разъясняла суть мироздания. Ума не приложу, как все ее постулаты сохранились в «подкорке», чтобы на склоне лет предстать некоей непреложной истиной. Именно это незыблемое дает мне понимание картины будущего данного участка, дает веру в то, что земля моих предков стряхнет с себя многолетнюю труху и воскреснет из пепла, как мифологическая птица Феникс.
У нашей героини — громадье планов. Она организовала корчевание участка, привела в соответствие дом, установила в подворье этно-шатер. Желание Ильмиры Губайдуллиной незыблемо — она хочет открыть здесь своего рода этно-культурное пространство, в котором определенное место будет отведено и литературе. О том, что прототипами произведения Аделя Кутуя «Неотосланные письма» являются жители Ютазов, в свое время поведала жена писателя, с которой имела счастье познакомиться и дружить мать Ильмиры Губайдуллиной. Опять-таки этих женщин связывала работа в Ютазинской кумысоздравнице — Алима Садыковна Кутуева работала главным врачом (после Краснопольской), Иклима Миргасимовна Камаева — главным бухгалтером.
— Я настолько живо представляю, как здесь будет красиво, что буквально задыхаюсь от переполняемых чувств. Спать не могу от красоты идеи, — делится состоянием души Ильмира-ханум. — Для меня 2023 год — событийный: в этом году — три значимых даты — 100-летие дома, 120-летие Аделя Кутуя и, собственно, мое 65-летие.
Напомним, в свое время, по роду своей деятельности, она успешно реализовала проект выходного дня «Легенды седого Урала», много путешествовала. Так что насмотренности у нее хватает. Ну а любое путешествие — это расширение кругозора, познание мира и себя в нем. У каждого свои внутренние масштабы. Планы же нашей героини — самый настоящий разрыв шаблонов.
Роза ИСКАНДЕР
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев