Детей сильно отвлекают сотовые телефоны
Знакомьтесь: Гульзария Бакирова — мать пятерых детей, учитель физики и математики Уруссинской школы № 3, педагогический стаж которой — более 50 лет.
С чего начинается... человек?
Гульзария Рахматулловна — уроженка поселка Уруссу. А родилась она в 1950 году. Детство прошло на Береговой улице. Родители содержали гусей, кур, овец, корову и, как правило, бычка... Благо, просторы за дамбой позволяли и гусям на воле пастись, и сено заготавливать.
— Я училась во второй школе, что по улице Пушкина, в те годы — четвертой, — делится воспоминаниями героиня повествования. — Нас у родителей — пятеро детей. Когда мать с отцом уходили на сенокос, разумеется, по дому за старшую оставалась я — и в огороде работала, и по дому, и корову встречала с пастбища, доила. Когда подросла, стала помогать на сенокосе — ворошить и подбирать сено. А по дому управлялись младшие.
— Это же все происходило на летних каникулах? — спрашиваю собеседницу. — Неужели на танцы, в кино не хотелось?
— ДК от нас далековат, — отвечает. — Не знаю, особого рвения к танцам не припоминаю. Естественно, я охотно общалась со сверстниками. Неподалеку проживали девчонки, мы, бывало, вечерами посидим на лавочке, пройдемся по улице. Но мой досуг, скорее, был связан с книжками. Любила я читать — погрузиться в мир описываемых героев, вместе с ними мыслить, выходить из сложных жизненных ситуаций, что ли.
Впрочем, как выяснилось, у нашей героини было еще одно, если так можно выразиться, увлечение. Даже любовь, если хотите, к Дым-Тамаку. Отсюда родом была ее мать, и здесь проживала ее бабушка с младшим сыном (Фатхуллой абый). Отдельным домом жила семья тети — Галии апы. Она была уважаемым на селе человеком. Зоотехник по образованию, она, к тому же, являлась членом партии. Более того, председательствовала в местном отделении Компартии.
— Помню, тетя приезжала в Уруссу на лошади, запряженной в красивый тарантас для того, чтобы на каникулах забрать меня погостить у бабушки в Дым-Тамаке. А бабушкин дом располагался на таком живописном уголке села, что единение человека с природой здесь было столь же гармонично, как само дыхание. Огород практически спускался на мирно протекающие воды извилистой речки Дымка. Деда уже не было в живых, однако дядя держал пасеку. Пчеловодство, видимо, приносило, доход. Поэтому не удивительно, что первый телевизор в деревне появился в доме моей бабушки. Вообще, в памяти мои родственники запечатлелись удивительными людьми — трудолюбивыми, человечными, умными и мудрыми по своей природе. Папа, 1923 года рождения, родом из Абсалямово. На фронт его призвали 18-летним юнцом. Он сразу попал в самое пекло войны. Уже на склоне лет он как-то заметил: «... Кругом — смерть, что невольно подумал: я ведь и рук девичьих не касался. Неужто придется сложить голову здесь, на чужбине?» Отец вернулся. Правда, был дважды ранен. Выучился на ветеринара и слыл хорошим специалистом в своем деле.
А у нас во дворе есть девчонка одна...
Дымтамакская сага не была завершенной, если не остановиться еще на одной важной составляющей жизни Гульзарии Рахматулловны. Именно здесь она познакомилась с парнем, который в дальнейшем стал ее мужем. То было аккурат под Новый год. Окончен 9 класс, вопрос подготовки к институту еще не стоит столь остро, впереди — новогодние каникулы и... поездка к бабушке — в сердцу милый Дым-Тамак! Чего уж там, бабушка не была единственным притяжением девушки. Жил там человек один... Парень, как парень, разве что лучший на селе. Об этом она не могла знать наверняка, скорее почувствовала каким-то седьмым чувством во время встречи в сельском клубе. И какое благозвучное имя у него — Мавляви... И как он держится, и как смотрит на нее — все то, все ее. Взгляд юноши отражал его понимание про нее: эта девушка хороша и формой, и содержанием.
— Началась наша дружба, — говорит Гульзария Бакирова. — Три года он проездил в Уруссу. По окончании школы его с военкомата направили в Бугульму для обучения водительскому делу. Затем была его служба в армии в Германии. Демобилизовавшись, он трудоустроился в Октябрьской милиции. Ну а в 1972 году мы поженились. Как раз я окончила физико-математический факультет Ульяновского педагогического института. По направлению попала в школу совхоза 1 Мая Кандринского района. Маршрутных автобусов особо в те годы не было. Приеду, бывало, домой на выходные, а обратно отвозил муж на мотоцикле «Восход». Такая романтика долго продолжаться, естественно, не могла. И мы при финансовой поддержке родителей купили дом по улице Береговой. Так я вернулась в Уруссу.
В Уруссу: учитель, мать
В Уруссинской школе № 3 (тогда № 5) как раз требовался учитель физики и математики. Было это в 1974 году. Директор школы Мансур Гарипович Гатауллин, вспоминает наша героиня, даже заметил: «Вас ко мне сам Бог послал». Так Гульзария Рахматулловна взяла старт на педагогической стезе, который продолжается по сей день. Экзамены, подготовка воспитанников к предметным олимпиадам, дополнительные занятия с учащимися, постоянная проверка тетрадей и поздние возвращения домой... Казалось бы, вполне резонный вопрос: как в таком ритме можно выносить собственных детей, опять же успевать побывать в декретных отпусках, да и просто справиться с ролью матери, жены, хозяйки дома, в котором, на минуточку, и огород имеется, и какая-никакая домашняя живность?! Судите сами, в 73-м у четы Бакировых родилась дочь Лилия, в 77-м — сын Марсель, в 85-м Ильнур, в 87-м — Марат и в 89-м — младшенький Ленар.
— Знаете, — отвечает Гульзария Бакирова. — Со временем мы построили дом по улице Чкалова, и до школы я приноровилась добираться за десять минут. И потом, что значит, декретный отпуск тех лет? Работу я покидала за два месяца до родов и два месяца после рождения ребенка сидела по уходу за ним. А потом выходила на работу. Помогала мама, муж работал посменно. Скажем, у меня два урока, а третий урок — окно. Прибегу домой, накормлю ребенка и обратно в школу. Подрастая, старшие дети начали помогать младшим. Боюсь показаться не скромной, но проблем с детьми у меня не было никаких. Они самостоятельно выполняли домашние задания, по дому делали что надо. Нехитрую еду сами сготовят. Учились хорошо, не перечили, не переговаривались. Надо — значит, надо. Я разве что пробегусь взглядом по их тетрадкам, так ли они решают... Сильного озорства в них не было. А главное, они с детства правильно распоряжаются своей свободой. Четырехлетний Ленар, бывало, оденется сам и идет — от горшка два вершка — на Береговую к бабушке. Помню, дочь еще училась в начальных классах, сходит за братом Марселем в садик, отведет его за руку в шахматный кружок, который под руководством, не побоюсь этого слова, гениального Рев Галеевича Богданова действовал при третьей (в те годы пятой) школе. Как он их обучал — трудно сказать, но все его воспитанники имели разряды по шахматам. Богданов был классным руководителем моей дочери, в целом научил моих детей просчитывать свои ходы, решения на несколько шагов вперед. Помню, 2000 год. Я с головой ушла в подготовку ребят (Юры Тарасова, Булата Фаттахова, Азамата Валеева) к республиканской олимпиаде по физике. Группа заняла второе место среди сильнейших команд республики. Наше с ребятами время и старания не прошли даром. В это время полностью погружаешься в эту конкретную миссию. Возможно, собственные дети, видя жизненные постулаты родителей — жить, стараясь быть полезным другим — переняли это и для себя.
Человек человеку — друг, товарищ и брат
— Моя мама неустанно повторяла: ругаться с людьми нельзя, нужно помогать друг другу, с соседями жить в ладу. Она аргументированно объясняла, почему именно так, а не иначе. Мне в жизни сильно повезло — вокруг меня всегда совершенно замечательные люди. А какой у нас в школе коллектив! Уникальный. Школьные предметы, спорт, музыка, драмкружок... Педагоги выкладываются «на все сто», чтобы разносторонне наполнить содержанием воспитанников. Дети все разные, способности в том числе. Но потенциал каждого — огромен. Скажем, подростку не дается одно, но он может проявиться в другом. Наша задача — помочь раскрыть потенциал своих воспитанников. Чтобы он по жизни опирался не на слабые свои стороны, а на сильные. Так ему сподручнее и легче будет идти по жизни. Идти с расправленными плечами, с поднятой головой. Самоуважению мы, взрослые, должны обучить своих детей. Не путать с самомнением, — говорит Гульзария Бакирова.
Понимая все возможности интернет-ресурсов, моя собеседница между тем замечает, что дети у нас хорошие, только их сотовые телефоны отвлекают. Память человека, говорит, садится, потому что вся информация в готовом виде подается. К слову, все пятеро детей Бакировых состоялись в семейной жизни и профессии. Дочь Лилия работает в Москве, в Управлении государственной службы и кадров при Госдуме РФ, сыновья — в Казани, все четверо в одной компании. Бакирова — бабушка одного внука и пятерых внучек. Без преувеличения — благовоспитанных и, что называется, все схватывающих на лету. Везучая, заметит иной. Так оно и есть — к наделенным умом, душой и трудолюбием и судьба благосклонна.
Роза АХМАДЕЕВА
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев