Жительница села Ютаза Фарида Ямалеева повествует о жизни своего деда
Педагог с. Ютаза Фарида Ямалеева рассказала о жизни своего деда, и перед нами раскрылся целый пласт прошлого наших земляков.
От батрака — до руководителя
Фаткулла Валиуллин — уроженец села Кзыл-Яр Бавлинского района. Нашей героине он приходится дедом по материнской линии. Фаткулла вырос в очень бедной семье, отца которого, Валиуллу-муллу, можно смело назвать бессребреником. Семья жила впроголодь. Фаткулла батрачил на баев. А к труду он был приучен с детства. Работая у крепких хозяйственников, мечтал сам крепко стоять на ногах — обзавестись семьей, которая не будет испытывать нужду. Уж он постарается! Энергичный, мысли которого работали на опережение событий, он много читал и имел на все собственный взгляд. Поэтому, когда его, двадцатилетнего парня, призвали в комсомол, он охотно вступил в эту молодежную организацию. Более того, был первым кзылярцем-комсомольцем, для которого красные стяги не являлись выцветшей тряпицей, а лозунги — пустым звуком.
Кому, как ни молодым и полным сил ребятам делать жизнь лучше, не допускать бедности и голода. Если добиться богатства общества, то в правовом государстве не будет места нищете, голоду и разрухе, думал он. Фаткулла Валиуллин всегда был в числе первых. Первым шел на самые сложные участки трудового фронта, а в 41-м, подчеркнем забегая наперед, в числе первых ушел на войну. Поэтому не удивительно, что его назначили председателем первого в Кзыл-Яре колхоза. То были двадцатые годы прошлого столетия. Впереди — череда исторических событий, связанных с объявлением всеобщего начального образования, телефонизацией сельсоветов и колхозов, ликвидацией безграмотности среди взрослого населения, выполнением госполитической кампании по сбору натурального налога от населения... Как на местах давалось решение всех этих задач, и представить невозможно.
Жених — бедняк бедняком
... И посадил невесту Фаткулла в лодку, и поплыли они по реке Ик из Муллино в Кзыл-Яр — в отчий, стало быть, Фаткуллы дом. Мирно плещется вода под такт движения весел. Гыльмижихан невольно опускает глаза под смелым взглядом суженого, а вокруг такая красотища, аж сердце девушки замирает от полноты чувств. Что там ожидает ее впереди? Что бы ни было, все она примет смиренно. Ничего плохого с ней не случится. Глянулся ей этот видный парень, которого судьба послала ей в мужья. И она, без всякого сомнения, по душе пришлась ему. Это Гыльмижихан поняла сразу не пойми откуда проснувшимся в ней женским чутьем. А вот и дом.
Зайдя в него... Гыльмижихан глазам не поверила — низенькая, темная избушка, а в ней на саке сидит усталая, но все еще не лишенная доброты во взгляде старушка — ее, получается, свекровь. Вот и все достояние-состояние ее благоверного, рано оставшегося без отца. Чего греха таить, она и сама была не байской, избалованной дочкой. Так же батрачила — обстирывала зажиточные семьи. Однако ее отец был охотником, рыбачил, и семья не была в столь бедственном положении. Более того, зайдя в избу, Фаткулла быстро переодел брюки на самотканные холщовые. Те же, в которых он пришел ее сватать, аккуратно сложив, занес соседу. Из глаз девушки невольно брызнули слезы. Ни кола, ни двора, голь перекатная, голытьба бесштанная — это, получается, про нее отныне...
— Не плачь, — сказал Фаткулла, — ты никогда не будешь испытывать нужды. Я сделаю тебя счастливой.
Был в этом мужчине некий стержень, что заставлял уважать и верить ему на слово. Рядом с такими женщине надежно, ее никогда не покидает чувство защищенности и радости видеть и слышать родного человека. Думается, для женщины не важно, сколько времени отпущено судьбой для пребывания в такой гармонии с миром и с самой собой, важно, что гармония была. Пусть не прозвучит пафосно, но свет подобных супружеских взаимоотношений продолжает освещать жизненный путь человека даже после того, как земной путь одного из спутников преждевременно прерывается.
В Ютазу
Когда в начале 30-х годов грамотного руководителя Фаткуллу Валиуллина направили в Ютазу для работы в райпо, он возражать не стал. Приняв бразды правления райпотребсоюзом, он в первую очередь думал не о себе, о людях. Железная дорога, водокачка, заготконтора... Перспективы села большие и возможностей у людей много. На одной половине заготконторы семье Валиуллиных выделили комнату. Стол, скамья, сэндрэ, и большая печь, на которой спали пятеро детей, укрывшись одним одеялом.
Однако достаток в семье появился. Завели корову, держали огород. Гыльмижихан хорошо готовила, умела наладить быт, дети во всем слушались родителей. Фаткулла построил на селе пекарню. Часть хлеба он на лошади самолично развозил малоимущим. Не переносил, чтобы кто-то нуждался в хлебе. Под его началом в Акбаше был построен магазин из бутовых камней. Первым продавцом здесь был Рахман Ахметшин. Жизнь стала налаживаться, что соответствующе отражалось и на настроениях людей. Однако... грянула война.
Имея бронь, пошел воевать
Перед началом Великой Отечественной войны герой повествования работал на руководящей должности в действовавшей в Ютазе машинно-тракторной станции (МТС). Это предприятие считалось военным, и его работники имели бронь. Опуская подробности, заметим, что уже на второй день войны, в июне 1941 года, Фаткулла Валиуллин ушел на фронт. Он навсегда остался на поле брани во время сражений близ города Великие Луки. Напомним, в ноябре 1942 года здесь шли ожесточенные бои.
Замполит Фаткулла Валиуллович Валиуллин погиб 2 декабря 1942 года в звании капитана в деревне Щелково Великолукского района Псковской области. Он похоронен в братской могиле. Уже спустя много лет его дочь и внучка случайно узнали, что он, оказывается, после ранения в ногу, находился на лечении в казанском госпитале. Перед возвращением обратно в часть, Валиуллин зашел к товарищу, который работал в Казанском Кремле и приезжал в Ютазу с проверкой. На вопрос: «А что, родных не проведаешь?», он ответил: «Не могу, надо в срок вернуться. Вот закончится война...».
Жизнь без отца семейства
Первые два года войны ютазинцам жилось очень тяжело. Много работали, мало ели. Старшим детям Гыльмижихан рано пришлось повзрослеть. Свой трудовой хлеб имел сын Казим. В разгар войны, в 1943 году, трудоустроились на Элеватор и дочери Расиха и Расима.
— Расима — это моя мать, — говорит Фарида Ямалеева. — Когда она пошла работать, ей было 14 лет, сестре Расихе — 15.
Она рассказывала, что четыре девушки-подростка до обеда разгружали один вагон зерна, во второй половине дня — второй. За работу им давали по большой тарелке овсяной каши и большому куску ржаного хлеба. Кашу она съедала сама, а хлеб засовывала в карман за пазуху для двух братишек. За время ее активного труда этот хлеб превращался в кусок теста, но все равно это служило большим подспорьем семье. Впоследствии уже начали выдавать зерно и муку, так что голод отступил. Вообще воспоминания о деде я передаю со слов своей матери. Хорошо, что успела хоть что-то записать и запомнить. Мама могла окончить вуз. Собственно, и папа тоже — он хорошо математику знал.
Расима в школе училась на отлично. После окончания ею семилетки, директор школы Мирза Рахманкулов, друживший с ее отцом, Фаткуллой, три раза приходил в дом уговаривать Гыльмижихан отпустить дочь в Бугульминский учительский институт. Мол, и валенки найдем, и бишмэт... А Расима из-за печки матери подавала знаки: не соглашайся! Она ни за что не хотела оставлять домашних. Понимала, что является верным кормильцем семьи. Всегда много читала. Стихотворения Такташа, Лермонтова, Пушкина и на склоне лет цитировала наизусть. Кстати, Расима Валиуллина и Сайделхаз Давлетшин познакомились на танцах. После войны на площадке возле железнодорожного вокзала для молодежи устраивались вечера отдыха. Сайделхаз, приехавший в Ютазу к брату, схватив гармонь, пошел на танцы. Следует отметить, видным парнем он слыл, к тому же виртуозный гармонист. Тут и пронзили стрелы Амура открытые для серьезных чувств сердца молодых. Расима и Сайделхаз вскоре поженились. В каких единицах измеряются чувства всех влюбленных наверняка не ответишь. У Давлетшиных же это точно в километрах и прыжках с подножки движущегося поезда. Именно так обстояло дело у молодых супругов, когда железнодорожника Сайделхаза отправили работать в Каракашлинский железнодорожный разъезд. Договорившись с машинистом, обещавшим сбавить скорость поезда в Каракашлах, носившая под сердцем первенца Расима спрыгивала с поезда, чтобы доставить мужу домашний обед. Вся в отца.
Какой за нами останется след
Гыльмижихан-эби прожила до 88 лет. В окружении близких и любящей семьи. Она отличалась добрым нравом, большим терпением и житейской мудростью. Героев сегодняшнего повествования уже давно нет среди нас. Но, согласитесь, страницы их жизни достойны не только районной газеты, но и самого острого пера писателя. Это наши корни, не позволяющие нам гнуться и ломаться при невзгодах и трудностях. В чем отличие этих людей, наших предков, от современного поколения? Ни в чем! Человек что сто лет назад, что сегодня — не хорош, и не плох. Он хорош и плох одновременно. А вот какие черты характера в себе развить, каждый решает сам. Фаткулле Валиуллину было мало жить хорошо самому. Он стремился, чтобы и другим не жилось плохо. Хотел видеть Ютазу процветающей. Видит ли он это сегодня? Прямо как в песне поется: «Я люблю тебя, жизнь, и хочу, чтобы лучше ты стала!» В нашем районе и сегодня достаточно людей, для которых мало оградиться комфортом высоких частоколов, им важно видеть комфорт и уют за своим забором.
Если тебе, читатель, есть о ком поведать, обращайся в редакцию нашей газеты.
Роза АХМАДЕЕВА
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев