В каком объеме представлена продукция татарстанских производителей на полках магазинов и возможно ли расширение ассортимента?
Татарстан является одним из лидеров Российской Федерации по производству сельскохозяйственной продукции. Так, мы традиционно входим в тройку лидеров по производству молочной и мясной продукции и в первую пятёрку по производству зерновых. Но, как известно, урожай не тот, что на полях, а тот, что в закромах.
Способна ли продукция местных производителей, представленная на полках сетевых универсамов, составить достойную конкуренцию товарам от нерегиональных поставщиков? Будем разбираться на примере крупной российской продуктовой торговой сети «Пятёрочка».
Статистика знает все
Согласно статистическим данным, Татарстан занял первое место среди регионов Приволжского федерального округа по обороту розничной торговли. Оборот розничной торговли за январь – декабрь 2018 года, по предварительным данным, составил 916,9 млрд рублей, или 106,1% в сопоставимых ценах к уровню января – декабря 2017 года. Индекс потребительских цен в декабре 2018 года по отношению к декабрю 2017 года составил 103,7%, в том числе на продовольственные товары – 103,3%.
«Доля промышленности в валовом региональном продукте составляет 44,6%, а торговли – 16,4%. Торговая отрасль остается одной из ведущих по вкладу в ВРП республики и является одной из наиболее динамично развивающихся», – отметил руководитель Минпромторга Республики Татарстан Альберт Каримов. Растет объем продаж на розничных рынках, сейчас этот показатель достиг 7%. При этом сетевая торговля в республике развита слабее, чем в других регионах.
Доля сетевой торговли в общем объеме составляет 36%, в других регионах этот показатель значительно выше. Например, в Санкт-Петербурге он превышает 80%», – заключил Альберт Каримов.
А какова доля татарстанских производителей в нашей рознице?
Отвечая на этот вопрос, заместитель директора дивизиона по работе с государственными органами дивизиона «Приволжский» федеральной торговой сети «Пятёрочка» Х5 Retail Group Тимур Баймуллин отметил: «По таким видам товаров, как мясная гастрономия и молочные продукты, эта категория составляет 70-78 процентов. В разрезе кондитерских изделий местные товаропроизводители занимают почти половину общего объема, по замороженной продукции данный показатель находится на уровне 20 процентов. В целом татарстанская продукция составляет 30 процентов от общего товарооборота наших поставщиков. Кроме того, крупные товаропроизводители республики поставляют свою продукцию через сети X5 Retail Group в другие регионы».
Привлечению новых поставщиков способствует программа деловых форумов «Диалог Х5». Она направлена на совершенствование партнёрских отношений с местными производителями, заинтересованными в сотрудничестве с входящими в компанию торговыми сетями. В рамках программы региональных производителей консультируют по целому спектру важных вопросов взаимодействия с торговыми сетями, предоставляя информацию о контроле качества продукции, маркетинговых возможностях, а также требованиях к перевозке, хранению, реализации и утилизации пищевой продукции в соответствии с правилами технического регулирования и действующими техническими регламентами торговых сетей Х5.
Сотрудничество с малым и средним бизнесом, фермерами
Председатель Комитета Госсовета РТ по экологии, природопользованию, агропромышленной и продовольственной политике Тахир Хадеев, говоря об исполнении федерального закона об основах регулирования торговой деятельности в России и Кодекса РФ об административных правонарушениях, подчеркнул, что необходимо создать условия для увеличения спроса на товары татарстанских производителей. «Неправильно, когда в магазинах Татарстана не продаются продукты республиканских производителей. Или, когда огурцы из республики вывозят, например, в Самару, а потом они попадают на наши прилавки», – сказал он.
По словам Хадеева, в последние годы в республике увеличивается количество федеральных торговых сетей, при этом сокращается присутствие местного малого и среднего бизнеса. «Более 85 процентов покупателей республики ратуют за то, чтобы приобретать татарстанскую продукцию. Но наши товары пока недостаточно присутствуют на торговых площадках. Мало рекламы», – отметил он, добавив, что продолжается демпинг со стороны стран-импортеров мяса и молока.
Как один из хороших примеров сотрудничества торговых сетей с фермерами и малым бизнесом является программа привлечения субарендаторов в магазины Х5.
Сотрудничество в области субаренды позволяет формировать в магазинах комплексное предложение товаров и услуг, востребованных населением. Благодаря этому посетитель получает расширенный набор услуг и ассортимент товара в ближайшей к дому «Пятёрочке»: мясной, молочной продукции, выпечки, кулинарии, свежей рыбы и т.д. Партнеры расположены как в прикассовой зоне, так и непосредственно в торговом зале магазинов «Пятёрочка» в формате shop-in-shop.
Тахир Хадеев считает, что совместная работа представителей малого и крупного бизнеса приносит пользу как самим предпринимателям, так и конечному потребителю, поэтому такой вектор развития должен пользоваться поддержкой со стороны государства.
«Это нормально, когда большой бизнес помогает малому. Благодаря этому им (представителям малого предпринимательства – Ред.) не надо строить помещения, искать покупателей. Тот большой поток, который заходит, помогает им всегда быть ближе к покупателям со своим товаром. Ведь очень важно быть близко к потенциальному покупателю. Но разве малому бизнесу мыслимо строить свой магазин? Нет… Предприниматели должны иметь возможность реализовывать свою продукцию там же, где и производят, поэтому такой шаг доброй воли нужно поддерживать», – отметил он.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев