Бабушка мужа была моей лучшей подругой
В деревне много работы: может, от нее убегает молодежь? А отчего она остается?
Попробуем ответить на данные вопросы на примере одной семьи. Итак, знакомьтесь - уроженцы села Байряка Гузель и Сагит Халиковы, им чуть больше 40 лет. В данном селе они проживают по сей день. Село свое любят и гордятся им. Наши герои вместе ходили в школу. Собственно, и дружить они начали со школьной скамьи. Те встречи и конфетно-букетным романом не назовешь. Скорее, это было время зарождения большого чувства, достойно прошедшее испытание временем. Восемь лет. Именно столько дружила пара, узам брака которых сегодня пошел 21 год. Не буду лукавить, с Гузель, тогда еще Латыповой, я была знакома раньше. В 2000 году выпускница филологического факультета Набережночелнинского государственного педагогического института, она начала трудовой путь в редакции «Ютазинской нови» в качестве ответственного секретаря. Да, была в газетах и такая единица. В тот год трудоустроилась в редакции и я. Еще тогда поразил в ней зрелый не по годам ум. Ей было свойственно отсеивать все лишнее, акцентируя внимание только на действительно важном. Понятное дело, выйдя замуж, она окончательно вернулась в село. Надо же, уже и 20 лет прошли-пролетели, что единый миг! Впрочем, не будем отвлекаться от сути повествования.
- После свадьбы я вошла в дом родителей мужа, - рассказывает Гузель Халикова, - в котором проживала и мать свекра – Махира-аби. Да так мы с мужем и остались здесь, в отчем, так сказать, доме. Бабушка была мне очень близким человеком – помощницей, советчицей, подругой. Мы все делали сообща. Я учительствую в Байрякинской школе, преподаю татарский язык и литературу. Приду, бывало, с работы домой, а бабушка, смотришь, уже и тыкву для пирога почистила, накрошила. Или картошку подготовит. Мне оставалось только достряпать и испечь. Она и по огороду помогала. Собственно, двух наших сыновей, Гаделя 2003 года рождения и Аяза – 2005-го, вырастила она. А когда в 2010-м родилась младшенькая наша, Сайда, она уже потеряла зрение. Бывало, гладит ребенка по голове и говорит: кажется, кудрявая будет. Поэтому, когда не стало всеми любимой бабушки, для каждого члена нашей семьи это была действительно большая потеря. В те годы родители мужа работали в системе торговли. Мать – бухгалтером, отец – председателем сельпо, потом заместителем директора райпо. Также в ту пору держали частный магазин. Было время, когда в собственном хозяйстве поголовье крупного рогатого скота доходило до двадцати единиц. Ну а количество овец и домашней птицы толком никто и не знал, наверное. Плюс ко всему этому весной – посевная, осенью - уборочная. Муж с отцом – в поле: они и главы крестьянско-фермерского хозяйства, и трактористы, и комбайнеры, и животноводы. Со стороны мы никого не нанимаем. С детства сыновья помогают отцу с дедом. Может поэтому и для бытовых распри времени не оставалось и не остается. Каждый занят своим делом, каждый несет ответственность за вмененные ему обязанности.
СПРАВКА: КФХ Халиковых имеет 200 гектара земли. При первой же возможности обновляется машинно-тракторный парк, в котором есть КамАЗ, ГАЗ-53, комбайн, тракторы, косилка, сеялка, грабля-ворошилка, пресс-подборщик и иная сельхотехника.
Халиковы в подворье содержат трех коров, около 50 голов овец, а также другой домашний скот и птицу – гусей, индюшат... Естественно, выращивают огород.
- А как сыновей к труду приучали? – задаю вопрос собеседнице.
- Примечательно то, что мы сами в детстве могли с вызовом заметить родителям, мол, уедем от этой колхозной жизни. А наши, удивительно, но факт, этого никогда не произносили.
- Что, прямо вот так, по доброй воле шли работать в поле?
- Именно так. После занятий в школе, спешили помогать старшим. С 12 лет сыновья на тракторе и на комбайне. И во время посевной, и во время косовицы и уборочной они с отцом и дедом единой командой трудятся. Возможно, мотивация изначально правильная? Дед их, свекор, после реализации, к примеру, зерна, сена или овец обязательно выделяет средства каждому внуку. Если честно, их не назовешь очень уж прилежными учениками. Да и мы не особо давили на них. Считаю, базовые знания они получили хорошие. Чего не отнять, так это ответственности. Они хорошо понимают: если не выполнят свои обязательства, то подведут других членов семьи, на которых возложены другие обязанности. Скажем, овец надо напоить, собак накормить, атна-ункөнлек фураж әзерләү, малларның астын чистарту. И это полностью на сыновьях. И одиннадцатилетняя дочь во всем помогает по дому. Особых нежностей во взаимоотношениях детей нет. Однако, что называется, брат за брата. Если один вечером домой еще не вернулся, другой спать не ложится. Может и на поиски отправиться. Когда сестра болеет, братья не отходят.
- А отношения со свекровью, получается, сложились, раз столько лет под одной крышей проживаете - при жизни бабушки четыре поколения?
- Родители мужа нас научили жить во труде и иметь достаток. У нас счет деньгам знает каждый. Никого в семье не назовешь транжирой. И чрезмерная прижимистость никому из нас не свойственна. Изначально родители много давали советов – мы прислушивались. Сейчас, порой, мы советуем, они прислушиваются.
Между тем и работа в школе много отнимает времени. Ведь Гузель Халикова – еще и завуч. Наряду с другими педагогами школы, результативно участвует в различных конкурсах. Так, в 2019 году победила на зональном этапе республиканского конкурса родословных. Генеалогическое древо рода Латыповых, составленное ее отцом Ильгизаром Латыповым, вобрало в себя одиннадцать поколений. К слову, к этой родословной и дед ее мужа Сагита принадлежит. Получается, в шестом поколении они с мужем родственники. Также ученики Гузель Халиковой ежегодно становятся победителями и призерами районной и республиканской олимпиад по татарскому языку, успешно участвуют в различных конкурсах. К слову, коллектив Байрякинской школы в 2020 году выиграл грант в республиканском конкурсе «Лучшая практика обучения на родном языке в муниципальных бюджетных общеобразовательных организациях Республики Татарстан».
Сегодня старший сын, Гадель, подал документы в Казанский сельскохозяйственный институт. Младший, выпускник 9 класса, поначалу также хотел поступить в один из казанских колледжей, чтобы быть с братом рядом. Однако учебное заведение, в котором предстоит обучение старшего брата, его впечатлило, и он решил получить аттестат о среднем образовании и поступать именно в данный вуз.
- Кто знает, может, со временем дети и не захотят продолжать дело отца и деда, - отмечает Гузель. – Решат, что можно пойти и более легким путем. Поживем, увидим. В любом случае, сыновья уже сегодня самодостаточные молодые люди, умеют принимать решения, прислушиваться к голосу разума и считаться с опытом прожитых лет взрослых. Хочется верить, и в дальнейшем они будут далеки от безответственности, праздности и равнодушия.
Ну а в заключение, наверное, стоит подчеркнуть, что Халиковы умеют не только работать, но и отдыхать. К примеру, в июле они побывали на море в Турции. Где, к слову, отдыхали целым кланом – одиннадцать человек из числа родных и двоюродных. Встречи, общение в непринужденной обстановке среди, так сказать, пальм и кипарисов, когда никакие срочные дела не могут отвлечь от хорошего времяпрепровождения… Такая вот традиционная татарская семья с самыми что ни на есть крепкими моральными устоями, с верными жизненными постулатами.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев