Межнациональный и межконфессиональный мир и гражданское согласие - основа развития Татарстана. Что касается нашего района, то, как уже не раз отмечали со страниц нашей газеты, сама биосистема против сгущения у нас туч на религиозной или национальной почве.
Судите сами, в сороковые годы прошлого столетия на строительство в поселке Уруссу легендарной станции присылали высококвалифицированных специалистов и трудовой люд - военнопленных, спецпоселенцев и просто неугодных власти - со всей необъятной страны. Венгры, румыны, немцы, белорусы, болгары, армяне, украинцы… По воспоминаниям еще здравствующих очевидцев, в о время близ Байларово вытянулись три огромных барака, в котором разместили обездоленных, корнями вырванных из насиженных мест людей. Это была территория исправительно-трудовой колонии (народ так и называл ее - итэка). Пятилетней девочкой вместе с отцом и матерью - армянами по национальности - привезли сюда и Светлану Нерубайко (в девичестве Джермакьян).
- Нашу семью наряду с крымчанами других национальностей изгнали из Крыма только за то, что вынуждены были жить под фашистской оккупацией: в нашем доме жил немецкий офицер с денщиком, а нас, домочадцев, выселили в сарай. Когда привезли в Уруссу, отец, Матевос Джермакьян, устроился землекопом на строящуюся ГРЭС, он родом из Турции, во время общеизвестного геноцида армян в 1915 году испытал на себе всю варварскую сущность человека, наделенного правами вседозволенности. Мать (Азнеф, Анна Даниловна) помогала на жатве в Каклы-Куле, Акса-Куле. За это то маслица дадут, то муки. Печи клала, варила мыло, благо сырья хватало, - вспоминает Нерубайко.
Эта женщина познала унижения, голод, тяжелый труд и, вместе с тем, - уважение, достаток, работу на руководящих должностях. Она не держит ни на кого зла. И помнит добро - катык, принесенный им байларовской бабушкой в белом, подвязанном на татарский лад платке, сердечное тепло первой учительницы Надежды Романовой, которое и сегодня согревает ей душу. В чем постулат жизни этой женщины, много страдавшей в нежном возрасте? Возможно, в том, что без веры в человека нельзя прийти к Вере в самом емком понимании этого слова. Не отнимай у другого и будешь иметь достаточно - вот и вся философия Шушик, Суссаны, Светланы - армянки по крови, русской - по восприятию мира, татарки - по матушке-земле, ее взрастившей. То, что на пути к истине не существуют не религиозные, ни политические, ни национальные барьеры, свидетельствует еще один эпизод, некогда рассказанный старожилами поселка: идя на работу, под страхом смерти иные сердобольные женщины бросали за ограждение лагеря немецких военнопленных (на месте нынешней типографии) яблоко или кусок хлеба. Поистине, на руке, дарящей розы, остается их аромат. Иными словами, быть рядом с теми, кто сильный - легко. С теми, кто слабее - удел немногих сильных духом. Эти примеры - лишь толика из богатой на события истории края. Разве эти поступки не служат грядущим поколениям уруссинцев неким нравственным ориентиром на все времена? Видимо, мы, журналисты, дабы не возникало ни у кого желания идти на поводу «невидимой силы извне», призванной посеять смуту на религиозной или национальной почве, не раз будем возвращаться к этой теме.
Сегодня в районе действуют более десяти мечетей, две из которых - в райцентре.
Центральная мечеть, пгт Уруссу
В Уруссинской центральной мечети организуются оздоровительно-ознакомительные курсы для детей школьного возраста, при медресе ведется обучение традиционному исламу, говорит казый юго-востока Татарстана, имам-мухтасиб Ютазинского района, имам-хатиб Марат хазрат Марданшин.
Ильяс-хазрат на Дне призывников
Солнечным блеском золотых куполов и колокольным звоном во время службы и праздников притягивает исповедующих православие Свято-Никольский храм.
- Дети и взрослые не только нашего района, но и других городов и весей приезжают сюда на воскресную школу для познания закона Божия, для ознакомления с азами нравственного и священного писания, для участия в торжествах венчания, крещения, а также в отпевании окончившего земной путь человека, - говорит настоятель Свято-Никольского храма поселка Уруссу, протоиерей Роман, благочинный Ютазинского, Сармановского, Муслюмовского и Актанышского районов.
Отец Роман и церковный хор на празднике Пасха
Уруссинская церковь
А на прошлой неделе Татарстан с двухдневным визитом посетил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Патриарх выделил особую миссию Татарстана, как территории межнационального и межконфессионального мира и гражданского согласия.
- В Татарстане такой подход-традиция: работа по воссозданию православных и мусульманских святынь здесь ведется постоянно и планомерно. И руководство республики всегда готово поддерживать добрые начинания традиционных конфессий. Вы посмотрите: где еще в мире при закладке христианского собора можно увидеть высшее мусульманское духовенство? Только в России. Мы особенные, и в этом наша сила! - отметил в ходе встречи с татарстанцами Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Татарстан всегда показывал пример добрососедских отношений и взаимопонимания между всеми народами. Многовековой опыт межнационального и межконфессионального мира, гражданского согласия, уважение к вере, культуре и традициям друг друга - основа современного развития республики. Она веками развивалась как многонациональный дом разных народов. В Татарстане расположены сокровищницы мусульманской и христианской культуры, шедевры зодчества и святые для верующих места. Восстановление храмов и мечетей - в зоне особого внимания властей. Символический пример - то, что воссоздание взорванного в 1932 году собора Казанской иконы Божией Матери будет идти параллельно со строительством в Болгаре исламской академии. 4 ноября прошлого года Президент Татарстана Рустам Минниханов пописал соответствующий указ, тем самым подчеркнув равное уважение к религиозным чувствам мусульман и православных христиан. Данная мысль в последнее время звучит с самых высоких трибун, и она понятна и близка каждому из нас.
- Одновременно с воссозданием Собора Казанской иконы Божией Матери осуществляется строительство Болгарской исламской академии. Это яркий пример проводимого Татарстаном курса межрелигиозного и межнационального мира и согласия, развития конструктивного религиозного диалога, - подчеркивает Президент республики Рустам Минниханов.
В заключение можно лишь добавить: откатываться в развитии, чтобы вернуть гонения на национальной и религиозной почве прошлых лет или чтобы встать под сомнительные лозунги современных экстремистских течений нам не позволит дальновидность и мудрость руководства и духовных лидеров республики и страны в целом.
Нет комментариев