Ютазинская новь

Ютазинский район

16+
Рус Тат
Твои люди,Уруссу

Ее душа – что раскрытое окно

Проживающую в Уруссу Расиму Габбасову азам швейного мастерства обучила мать: рукоделие Расима-ханум возобновила на пенсии – оказалось, руки помнят ремесло.

<>

Героиня повествования – уроженка Байряки-Тамака. Здесь она росла с четырьмя сестрами, с которыми по сей день поддерживает теплые и доверительные отношения.


- Получается, Ваши детские годы пришлись на шестидесятые годы, а юность – на семидесятые. Как жилось Вам, деревенским девчатам, в то время?


- Совершенно замечательно, - улыбается Расима-ханум. – У нас как-то домашний труд и отдых были тесно переплетены. Само собой разумеющимся фактом являлось выполнить поручения матери по дому. Чего уж там, и отца тоже. Распилить и сложить дрова мне было не в тягость, в радость.
Ну да, конечно, сыновей-то нет, кому поручит глава семейства мелкие дела, если не дочерям. По словам Расимы, у матери была швейная машинка, и к ней часто обращались односельчанки за помощью – укоротить шторы, сшить занавески, наволочки, простыни… 


- Надо полагать, это дополнительный доход в бюджет семьи?


- Эх, скажу я вам сейчас о доходах и бюджетах… После окончания восьмого класса я пошла учиться в строительное училище в Азнакаево. Во время учебы на выходные и праздники домой приезжала. Как сейчас помню, провожая меня в очередной раз в дорогу, мама зашла к соседке занять три рубля… А Вы говорите о дополнительных средствах. В те годы люди друг другу помогали не за деньги. Благодарили как-то по-другому. И вообще не стыдились обращаться друг к другу за помощью. Мама чак-чак пекла на семейные торжества, а мы, дочери, всегда могли рассчитывать на новое платье.
Время быстротечно. Окончили земной путь и родители Расимы Габбасовой (Гариповой в девичестве). Но отчий дом в селе Байряки-Тамак они не продали. Девчата (позвольте так называть этих почтенных лет женщин) не дают остыть стенам родного дома, бережно хранят тепло домашнего очага. Летом съезжаются сюда и, как в былые годы, проводят время вместе, работая «во саду ли, в огороде», делясь мыслями, переживаниями, радостями, много смеясь, возвращаясь в воспоминаниях в детство, когда были живы отец и мать.


- Когда мы все уже были замужем, - продолжает делиться воспоминаниями Расима-ханум, - мы продолжали приезжать домой с мужьями. Работы по хозяйству, когда полный двор домашней живности, было много. Шли на сенокос за село – в даль дальнюю. Косили, собирали укосы, отец на грузовом мотороллере «Муравей» отвозил сено в подворье, который после сенокоса мы складывали. На первый взгляд, тяжелый физический труд под палящим солнцем, а с другой – усталость, заряжающая на жизнь. Более того, когда наши мужья и отец садились передохнуть, мы начинали собирать ягоды. Мама дома отвечала за еду. Ну а мясо-молочной продукции хватало на всех. 


- Вы тоже косили наравне с мужчинами ручной косой? – вопрошаю.


- Ну а какой же еще? Наравне с Фрилем еще шла…


- Простите, наравне с кем? С Фрилем?


- Да, так назвали моего мужа в честь деда, который был в немецком плену (уж не в Первую ли мировую войну?) и его вызволил немец по имени Фриц. Дед мужа, отец свекрови, видимо, был настолько благодарен этому человеку, что не мог его выкинуть из головы и предложил увековечить имя немца в своем роду. Правда, несколько переиначив имя. Муж у меня из Башкирии, Илишевского района.


Кстати, Интернет гласит, что по одной версии имя Фриль имеет германское происхождение и означает «свободный», «независимый». Версия староскандинавского происхождения означает «красивый» или «прекрасный». Как бы то ни было, Раисма-ханум без малого 50 лет живет в полной гармонии с обаятельным человеком, независимых взглядов на жизнь.


- Как вы познакомились?


- После учебы я работала в Дюртюлях. Я охотно участвовала в художественной самодеятельности – танцевала, читала стихи, показывала фокусы, выходила с сатирическими номерами. Фриль всегда играл на баяне, красиво поет. Нас связала сцена, получается, общие интересы. У нас уже родились двое дочерей, когда мы вернулись в Уруссу. Это было в начале 80-х годов. Позже родился наш младшенький. Сегодня своими успехами нас радуют семь внуков. Со временем привезли к себе свекровь, девять лет с ней прожили душа в душу. У нее единственный сын, она была во всех отношениях очень хорошим человеком.


Супруг героини повествования работал водителем, вышел на пенсию из УЗЖБИ. Она и сама более тридцати лет назад получила водительские права, многие годы в отделе образования работала экспедитором-товароведом. Выйдя на пенсию, начала шить и вязать, мастерить всевозможные поделки. В ней словно проснулся дизайнер-эстет. Перечислить всех ее изделий невозможно. Косметички-кошельки, салфетки, фартуки, теплоизоляционные «укрывашки» для чайника и балиша, всевозможные красивости в летнем подворье… Словом, у нее всегда найдется, что подарить, с каким не обязывающим гостинцем проведать близких. И еще. Она неизменно радушно встречает глашатаев в национальных костюмах «Ай, рахмат!», традиционно с песнями шествующих по улицам в преддверии Сабантуя. Расима Габбасова и сама пускается в пляс, одаривая всех щедрой улыбкой и преподнося одно из рукоделий для шеста Сабантуя. Такой вот несовременный человек с широко распахнутой душой. Во времена ментальной закрытости людей, что называется, на «все пуговицы». 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Читайте новости Татарстана в национальном мессенджере MАХ: https://max.ru/tatmedia


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев