В Уруссу приехала, когда его не было на карте
Проживающая в Уруссу Раиса Григорьвна Власова в поселок приехала в трехлетнем возрасте: на днях она перешагнула 90-летний жизненный рубеж.
Первопроходец Уруссу
Ее родители переехали в Уруссу из Ишимбая в 1938 году. Напомним, дата основания поселка Уруссу – 1947 год. Так вот, отца героини повествования, Григория Мироновича Герасимова, назначили заведующим складом Техснаба (позже переименованного в Октябрьскую базу).
- Я родом из многодетной семьи, - делится воспоминаниями Раиса Григорьевна. - Моя мама – вторая жена отца. У него уже было пятеро детей от первого брака. Жена скончалась при родах пятого. А маму замуж выдали в 15 лет. И детей в общей сложности она родила пятнадцать. Естественно, не все из них выжили – одни умирали в младенчестве, другие позже по другим причинам. Трое погибли на фронте: двое приемных и один свой, первенец. В итоге в живых осталось четверо.
- Тяжело жили?
- Очень. Голодом, конечно, не сидели, но вечно недоедали. Старшие уже были взрослые, они остались в Башкирии. А мы приехали, когда у родителей нас, детей, было трое. Четвертый родился в 1941 году. Последующие дети умирали в младенчестве, надо полагать, в силу причин, связанных со многими лишениями военного и послевоенного времени. Полноценного питания и отдыха же не было. К тому же, постоянный тяжелый труд. Мама же в Техснабе грузчиком работала – выгружала и загружала вагоны. Территория сегодняшнего поселка тогда была сплошной уремой. Будущая ГРЭС и та представляла электробудку. Мы, детвора, подобно первопроходцам, бороздили эти заросли, собирали всю съестную траву.
Экскурс в прошлое Техснаба
В памяти современников района живы воспоминания о предприятии под названием Техснаб (Октябрьская база). Годом его образования считается 1937-й, когда, по словам очевидцев, территория нынешнего поселка Уруссу относилась к Башкирии. Именно в 37-м на разъезд Уруссу Куйбышевской железной дороги прибыли первые вагоны с грузом для нефтяников Туймазинского месторождения. На пустыре был организован отдел технического снабжения треста «Туймазанефть». Тягловая сила – два трактора и несколько лошадей. Только после войны, в 1948 году, развернулось строительство новых складских помещений. Стали обустраиваться площади для приема груза, строиться первые жилые дома для работников предприятия. К слову, семью Власовых поселили в двухэтажном доме по Техснабскому переулку. Впоследствии предприятие для своих работников выделяло ссуды на строительство индивидуальных домов, оказывало содействие в приобретении стройматериалов. Велось строительство крытых складов. Прокладывался дополнительный железнодорожный путь на территорию базы, благоустраивалась ее территория. Амосов, Цибилов, Феоктистов, Журин, Рузанов, Пахомов, Абдуллин… Это далеко не полный перечень руководителей, которые в разные годы стояли у руля этого легендарного предприятия. Так сложилось исторически, что, располагаясь на территории Татарстана, Техснаб являлся структурным подразделением АНК «Башнефть».
Первая уруссинская школа в Байларово?
Повествование Раисы Власовой невольно переносит в прошлое становления поселка Уруссу, когда ни улиц, ни домов, ни социальных объектов. Все это появится. А пока… Пока первоклассница Раиса впервые перешагнула школьный порог.
- Вы, наверное, пошли в школу-восьмилетку, что за Домом культуры? - спрашиваю ее.
- Что Вы, - отвечает, - и Дом культуры, и школа за ним появились гораздо позже. А в первый класс я пошла в Байларово. Под здание школы скорее использовали часть фермы или бывшую ферму. Одна учительница была на два класса – первый и третий. Где только нас не учили – и в бараке, и в финском доме… Только в пятом классе я пошла в первую школу, построенную в Уруссу – ту самую восьмилетку (ныне начальная школа). Дом культуры «Энергетик» только строился. Впоследствии появились землянки, бараки. На территорию, где в дальнейшем действовал ДОК, свезли военнопленных. И за дамбой бараки с военнопленными располагались. Бывало, мы в щелку забора припадем, высматриваем их. Детское любопытство. Люди, как люди. Их хорошо было видно и с подловки (чердака) нашего дома по Уруссинской, в котором мы проживали в дальнейшем. Летом мы там спали. В те годы за детьми такого присмотра, как сейчас, не было. Мы мать в войну неделями не видели. Вагоны с грузом приходили беспрестанно, и их надо было успеть выгрузить. Сколько уж в бригаде у них человек работало, не знаю. Но, видимо, одну из женщин отпускали проведать всех детей. Помню, мама придет, пересчитает нас как цыплят, забежит в другую квартиру, и вновь уходит на работу. Закончится аврал на работе, мать вечерами и шила, и вязала для фронта. Некоторые даже валенки катали, шили и отправляли шинели, шапки, перчатки.
- А что вы ели?
- Помню, брат пойдет в урему с мешком – отвечает героиня повествования, - нарвет дикой морковки, лука, щавеля. Принесет домой, мать переберет, помоет и в чугунок с водой отравит, мукой отбелит. Если есть картошка, накрошит – и в печь.
- А хлеб был?
- До 1964 года я хлеба досыта не ела. После войны жить стало еще тяжелей, чем в войну. В военные годы хоть карточная система действовала, а тут бесконечные очереди. Что-то выкинут, если повезет – достанется. Бывало, всю очередь выстоишь, а перед самым носом продукция закончится. Хотя, конечно же, в День Победы весь уставший люд ликовал. Помню, как родители радовались – войне конец. Но жизнь оставалась тяжелой. Ни ситца не купить, ни досыта хлеба не поесть. Следует признать, хлеб стоил дешево. А что представлял из себя послевоенный Уруссу? Сплошные бараки и кое-где двухэтажки. Рядом с домами – огородики и сараюшки, где жильцы содержали кур и свиней. Кормом для домашней живности, конечно же, служил хлеб. Отсюда и очереди.
Основной трудовой путь Раисы Власовой связан с Уруссинским деревообрабатывающим комбинатом (ДОК). Впоследствии до выхода на пенсию она работала на «Электросоединителе». Несмотря ни на какие перипетии судьбы, с мужем, Геннадием Леонтьевичем Власовым, они прожили хорошую жизнь. В его трудовой книжке была всего одна запись – работа на Уруссинском заводе железобетонных изделий (УЗЖБИ). Их союз продлился ровно сорок лет. Он рановато ушел из жизни, но осталось его продолжение – двое сыновей. Как говорит юбиляр, сыновья ничем не омрачали ее жизнь. Росли послушными, очень хорошо учились в школе, в Октябрьском окончили нефтяной техникум.
- Бывало, с работы иду, - улыбается Раиса Григорьевна, - а они встречают меня во дворе: «Мама, мы картошку сварили». На столе стоит накрытая поленцем мисочка с горячей картошкой. И всю усталость как рукой снимет, вся тяжесть души куда-то улетучится.
Да, все думают, что придет время, а время только уходит… И с этим не поспоришь. Прошлое не вернуть, но, если задуматься, оно лишний раз напоминает непреложную истину о тленности и вечности. Уходит из жизни человек, но остаются его дела – построенные дома, посаженные деревья, добрые поступки. И все же немного жаль канувших в Лету предприятий, в которые вложены колоссальные силы и знания предшественников современников. Какие люди стояли у истоков их становления, какие умы! А тут скорее всего: «Толпой угрюмою и скоро позабытые/ Над миром мы пройдем без шума и следа/ - Ни бросивши векам ни мысли плодовитой, ни гениям – начатого труда».
От руководства района юбиляра поздравил заместитель руководителя исполкома района по социальным вопросам Сергей Рузанов. Адресовав почтенных лет женщине слова самых добрых пожеланий, он преподнес подарок и букет цветов.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Читайте новости Татарстана в национальном мессенджере MАХ: https://max.ru/tatmedia
Нет комментариев