Бывших агрономов не бывает, или как он пришел к крамбе
Ралит Хайдаров в районе знаком многим: он долгие годы руководил Ютазинским профессиональным училищем № 124.
Общеизвестно, при училище действовало учебное хозяйство — на 400 гектарах высаживали яровые и озимые культуры и снимали хороший урожай.
Выйдя на пенсию и несколько лет проработав в несколько другой ипостаси, Хайдаров заскучал по работе на земле. В свое время окончивший факультет агрономии Казанского сельскохозяйственного института, он не понаслышке знаком с растениеводством. Все чаще его стала посещать мысль: а не взять ли в аренду земельный надел и... не испытать себя в выращивании чего-нибудь такого, что еще у нас в районе не практикуется? Да чего там, в России только-только набирает популярность. Все мы слышали о биотопливе. Но особо серьезно это не воспринимаем. Перспективы его производства и применения — скорее, не ближайших лет, а грядущих. Как часто звучит на агросовещаниях района, сегодня перспективной агрокультурой считается рапс. К слову, около 80 процентов выпускаемого Евросоюзом биодизеля производится из рапса. Преимущества биотоплива, не только в отсутствии выброса в атмосферу выхлопных газов, но и в увеличении срока службы двигателя автомашины.
— Культура крамбе меня заинтересовала отнюдь не как источник сырья для биотоплива, — говорит Ралит Хайдаров. — Ценность представляет ее масло, используемое в косметологии. Разумеется, прежде чем приступить к делу, я детально изучил вопрос — находился в постоянной связи с преподавателем сельскохозяйственного института в Уфе, доктором сельскохозяйственных наук Радиком Гайфуллиным, профессором Пензинского НИИ, доктором наук Татьяной Праховой...
Забегая наперед, отметим, на основании проведенного в одной из лабораторий Подмосковья заключения Хайдарову выдан сертификат соответствия. Считается, что крамбре — к слову, эта культура из селектива крестоцветных масличных культур — засухоустойчивая. И это хорошо. В последние годы аномальная жара и суховей на нашей полосе становятся нормой. По мнению специалистов, данная культура значительно более засухоустойчивая рапса и меньше поражается вредителями.
— Здесь можно поспорить, — говорит Хайдаров. — Уход требуется большой. За один сезон пять-шесть раз обрабатываем микроэлементами — гербицидами и пестицидами.
— А как посев осуществляете?
— Обычно, сеялками. Рядовой посев.
— Урожайность высокая?
— Да. Мы получили 19,8 центнера с гектара. Показатели научно-исследовательских институтов — 14-15 центнеров с гектара.
Однако, как оказалось, мало вырастить хороший урожай. Надо неукоснительно соблюсти технологию сушки. Влажное зерно может привести к окислению масла, что недопустимо. Ведь именно масло крамбе — конечная цель агрария. Тут появилась новая проблема — как отжать масло? Вернее, чем? Для проведения сырого холодного отжима необходимо специальное пресс-оборудование. Искали в других регионах. Однако такой агрегат нашелся в своем районе. А именно, в ООО «АгроМир». Руководитель предприятия Сирин Галиев пошел навстречу ветерану сельскохозяйственного производства, предоставив ему оборудование для работы. Итак, масло отжато, разлито в специальные емкости, впоследствии — во флаконы. Проведенное испытание качества сырья подтвердило уникальную ценность масла, применяемого в косметологии.
— В самых дорогих кремах содержание масла крамбе — от 3 до 5 процентов. Это уникальное сырье широко применяют признанные в Европе косметологические компании. Оно способствует разглаживанию морщин на лице, омолаживает, питает, увлажняет, предотвращает выпадение волос... В домашних условиях с добавлением масла крамбе можно приготовить мази для избавления от возрастных пигментных пятен, — заключает герой повествования.
Словом, спектр применения «ютазинского эликсира» довольно широк, покупательский спрос высок. И, что немаловажно, соотношение «цена-качество» явно в пользу потребителя. И все же говорить о масштабном внедрении в севооборот крамбе в наших краях пока преждевременно.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев