Ютазинская новь
  • Рус Тат
  • Нравственное воспитание и обучение учащихся на традициях татарского народа

    «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа» К.Д. Ушинский

    Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями татарского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре татарского народа, помогает сохранить прошлое. Поэтому познание детьми народной культуры, татарского народного творчества, народного фольклора, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру.

    Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания школьником окружающей его социальной действительности имеет решающее значение в становлении основ личности.

    С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.

    Особое внимание предполагается уделять созданию условий для совместной творческой деятельности, сочетанию индивидуального и коллективного творчества детей.

    Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции.

    Старая поговорка гласит " Все новое - хорошо забытое старое". В последние годы возросло внимание со стороны деятелей культуры, в общественном сознании, в системе образования к духовному богатству культурного наследия народа. Нет ни одного народа, который бы не стремился к сохранению своего национального своеобразия, проявляющегося в родном языке, фольклоре, традициях, искусстве.

    Процесс обучения и воспитания осуществляется в системе «внеклассная работа» и строится с использованием традиционных и нетрадиционных форм: путешествий, выставки народного творчества, занятия с использованием видеоматериалов, организация тематических мероприятий, ярких народных праздников с народными песнями и костюмами, музейных уроков.

    Из множества чисел мероприятий проводимых в школе посвященных татарским национальным традициям можно перечислить: классные часы, посвященные татарским национальным традициям, выступление фольклорных

    групп и ансамблей, проектные работы учащихся, малый сабан туй, науруз, праздник татарского пирога и многое другое.

    При планировании этих мероприятий педагог должен также учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, предлагаемый материал должен быть доступным и интересным. При планировании воспитательно-образовательной работы с детьми необходимо учесть ранее приобретенный опыт. Некоторые дети хорошо поют, другие танцуют, это следует учитывать при планировании различных форм работы по приобщению к национальной культуре.

    В нашей школе создан и работает вот уже два года инструментальный ансамбль «Акчарлаклар», играют на национальных музыкальных инструментах: курай, кубыз, кашык и другие. 2018 году ансамбль стал лауреатом 3 степени Республиканского конкурса «Без берга». Ансамбль принимает активное участие во многих мероприятия проводимых в школе, в селе и в районе.

    Ученики выполняют проектные работы, посвященные татарским блюдам, татарскому национальному костюму и украшениям.

    Так, например Сунагатуллина Гульназ бывшей ученицей 10 класса приняла участие на региональном этапе Всероссийской олимпиады по технологии проектом «Абиемнең серләре». В проекте освящались бабушкины секреты по приготовлению национального блюдо «бавырсак». Сафина Алина в 9 классе защитила проект «Калфак һәм изю».

    В школе работает кружок кулинарии «Национальные блюда татар», где воспитанники учатся основам приготовления национальных блюд: бавырсак, кыстыбый, бәлеш, өчпочмак, губадия, тәбикмак и многое другое. Дети кружок посещают с большим желанием. Каждое занятие кружка заканчивается чаепитием вокруг круглого стола, входе которого, дети делятся со своими успехами, обмениваются рецептами.

    Наиболее интересным и запоминающим мероприятием стал «Праздник татарского пирога», проведенный в рамках районного семинара для педагогов дополнительного образования Ютазинского района по проблеме «Педагогические технологии в практике дополнительного образования детей».

    Дети представили гостям 10 национальных блюд, каждый говорил о достоинствах своего блюда, а гостям на память дарили рецепты своих блюд. Дети празднично одеты находятся в хорошем настроении. Необходимо, чтобы у детей возникли яркие впечатления, связанные и содержанием праздника, что достигается активным привлечением их ко всем моментам подготовки и проведения праздника. Каждый праздник можно превратить в театрализованное представление, в котором участвуют и дети, и взрослые. Такое проведение праздников оставляет глубокий след в детской душе и укрепляет в ней добрые чувства. Целью проведения таких праздников является приобщение детей к татарской национальной культуре, к традициям и обычаям татарского народа.

    В воспитании заботливого отношения к людям большую роль играет семья. Семейное воспитание во многом определяет облик человека. Именно в семье начинается нравственное развитие ребенка. Добрые отношения между родителями и детьми оказывают положительное влияние на всестороннее

    формирование личности. Укрепляют эти отношения и усиливают их влияние на детей семейные традиции.

    И мы заинтересованы в том, чтобы семья и школа слились воедино при воспитании у учащихся заботливости об окружающих людях на основе народных традиций.

    Учитель технологии

    МБОУ «Старо-Уруссинская СОШ»

    Рафикова Мавлида Габбасовна

     

     

    Нравится
    Поделиться:
    Реклама
    Комментарии (0)
    Осталось символов: