В Нюрнберге хорошо, в Уруссу — лучше
Для Флюры Смородиной 2023 год юбилейный — 1 октября ей исполняется 80 лет.
Наша героиня родилась в 1943 году — в год коренного перелома в Отечественной войне после Сталинградского сражения.
Когда началась война, ее отец проходил срочную службу в армии. Ушел на фронт и в одном из боев получил осколочное ранение в ногу и руку. Одна рука так и осталась увечной.
— Под Ленинградом, — делится Флюра Миргасимовна воспоминаниями своего отца, — они пробирались лесом. Сверху их опытные стрелки-легионеры обстреливали как зайцев. Отец говорит, идем по пояс в снегу, хорошо замаскированных противников на деревьях и не видно вовсе. Финские дивизии знали толк в зимних боях, хорошо маскировались, умело маневрировали на лыжах.
Уроженка села Юмадыбаш Шаранского района Башкирии, Флюра уже в трехлетнем возрасте с родителями переехала в Московку. Сюда ее отца, работника милиции, направили для охраны немецких военнопленных. По словам героини, их конвоем выводили на работы, таким же образом приводили на обед. Военнопленные проживали в землянках-бараках, окна которых «выглядывали» на уровне ног прохожих.
— Мне отец строго-настрого запретил приближаться к казарме, — улыбается Флюра-ханум. — Но я была несмышленой еще, и нам, девчонкам, все было интересно. Почему на них одежда одинаковая, почему они вместе ходят? А военные проживали в двухэтажном доме, наверное, тоже барачного типа. Сейчас его уже нет. Родители горьким опытом научены молчанию в сталинские времена. А я могла на улице услышанные анекдоты отчебучить. Мама все наказывала: молчи, никогда и нигде такое не рассказывай, сейчас машина приедет и заберет.
Анекдот в тему: «Хрущев приехал из Америки в плохом настроении. Жалуется Микояну: «Кеннеди сказал, что у них есть машина, оживляющая мертвых. Я взамен приврал, что у нас есть допинг, от которого человек бегает быстрее любого автомобиля. Где теперь взять этот допинг?» Микоян отвечает: «Ничего, если они смогут оживить Сталина, ты побежишь быстрее любого автомобиля».
Флюра Смородина была старшей среди семерых младших братьев и сестер. Кстати, 1943 год памятен еще одной датой — прорывом на узком участке Ладоги блокады Ленинграда. Общеизвестно, полное снятие блокады произошло позже — в 44-м. Примечательно, что уже через несколько недель по линии первого прорыва была проложена железная дорога, по которой в город поступало продовольствие.
— Вы родились в «боевой» год, — обращаюсь к героине. — Наверное, и характер у Вас соответствующий?
— Думаю, не такой, как у моей свекрови, — отвечает. — Уруссинцы наверняка помнят имена трех женщин в поселке Уруссу, которые «держали» порядок в очередях. Это Липская, Вафина и Смородина Дуня, Евдокия, то бишь. Вот уж где «и враг не проскочит, шпион не пройдет». Раньше же и за мясом, и за хлебом, и за молоком в очередях стояли. Был у нас гастроном. Помню, я, беременная, переминаюсь с ноги на ногу в хвосте очереди. А к моей свекрови женщины обращаются, мол, что ж ты сноху-то на сносях вперед не пропустишь?! «Ничего, — отвечала, — мы в войну стояли. Пусть теперь те, кому мы жизнь сохранили, постоят». А она и впрямь одна без мужа пятерых детей в войну подняла, спасла от голода. Как она сама говорила, у них еще до войны было много солевых кусков, припасенных для скота. Она отломит кусок и обменяет на что-то съестное. Кстати, ее муж, Михаил Дмитриевич Смородина, в войну попал к немцам в плен. Домой он вернулся лишь в 47-м.
— Смородина — необычная фамилия, — отмечаю. — Вы, наверное, в фамилию влюбились... А где Вы с будущим мужем познакомились?
— На танцах, — улыбается. — В Доме культуры «Энергетик». У нас клуб закрыли в Московке, мы все в Уруссу ходили. Год дружили. Оказалось, он также из Шаранского района. Пятьдесят лет вместе прожили. Он работал электриком в Бугульминских электросетях. Правда, его уже десять лет, как нет в живых.
У нашей героини две дочери. Старшая Светлана проживает в Нюрнберге Германии. Флюра Миргасимовна не раз гостила у дочери. Могла бы и переехать, да Уруссу не отпускает. Есть в этом поселке для нее что-то бесконечно дорогое. Младшая, Елена, живет и работает в Самаре, частенько навещает мать. Все внуки уже взрослые, самодостаточные.
Говоря о боевых качествах нашей героини, нельзя не отметить и то, что она стоически перенесла инфаркт и инсульт. Благодаря воле, справилась с недугами, если, конечно, в полной мере можно говорить так. Техник-технолог по профессии, она работала поваром, затем — сверловщицей и табельщицей на заводе «Электросоединитель». Глядя на эту улыбчивую почтенных лет женщину, невольно ловишь себя на мысли: Флюра Смородина — героиня собственной жизни. С неизменной тросточкой она сама ходит за продуктами, может и в соседний Октябрьский съездить и не помышляет о соцработнике. Движение ее не утомляет.
Роза АХМАДЕЕВА
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев