Ютазинская новь

Ютазинский район

16+
Рус Тат
О тех, кто рядом

Он строил коммунизм?

Раилю Гараеву из села Ютаза – 87 лет: грамотный руководитель, один из лучших представителей своего времени, он «думал там, где можно только верить, он видел там, где нужно стать слепым»

И некогда нам оглянуться назад

Современный мир быстр и изменчив, а коммуникация людей проходит в скоростном режиме, что, кажется, некогда оглянуться назад, на путь, пройденный предшественниками. Ибо для осмысления их жизненных постулатов потребуется не столько время, сколько усилие мыслей, затрата внутренних ресурсов. Чем-чем, а этим добром дорожить современный человек обучен. Однажды поверившему в то, что «за морем житье не худо», а заморские ветра свежее и нежнее, не просто разглядеть рациональное зерно в лозунгах прошлых лет. Если точнее – в идеологических и политических принципах Союза Советских Социалистических Республик. Между тем выходцев СССР у нас еще немало. Есть что сравнить: продовольственный аскетизм с изобилием на прилавках торговых центров, бесплатные обучение и медицину с платными. Да и такие понятия, как «трудовой порыв» и «самоотверженный труд» далеко не красное словцо из себя представляли. Человек и впрямь не хлебом единым жив. Ему важно знать, что он и его дела действительно нужны.

Итак, Раиль Султанович Гараев. Уроженец деревни Чалпы Азнакаевского района. Становление этого человека неразрывно связано со становлением самой страны Советов. Судите сами, Гараев родился в 1938 году: всего 21 год прошел после победы Октябрьской Социалистической революции. Наверняка трехлетний мальчишка еще и игрой в войнушку – в противостояние «красных» «белым» – не успел увлечься, как началась настоящая война. С фашистами. Его отца забрали на фронт, а в 42-м он вернулся домой инвалидом.

– Отец прошел все круги ада, – говорит Раиль Султанович. – Краткосрочному военному делу обучался в голодном Суслонгере, располагавшемуся в марийских лесах. Воевал пулеметчиком под Ленинградом, кстати, тоже голодном. Во время отступления под минометным огнем его ранило. Его, потерявшего сознание и всего изувеченного, узнал боец из соседней деревни. Так что отец чудом из погибших оказался среди живых. После 6-месячного лечения в Молотовском (ныне Пермь) госпитале, на костылях появился на пороге дома. После лечения он занимал ответственные должности – председателя сельсовета, сельпо... Нас, детей у родителей, пятеро. Старшая сестра к этому времени была замужем, жила отдельно. Мать без дела сидевшую мы никогда не видели. Наверное, все ее мысли сводились к тому, чтобы ее детей не постигла голодная смерть. У нас с братом на двоих был один бишмэт. Кто надевал, тот и в школу отправлялся. Другой соответственно дома оставался. Обувка – лапти. Зимой и в слякоть к лаптям полагались деревянные колодки. Хлеба нет, сильно давили государственные налоги на продукты. Задание выполнять нужно было обязательно. Так, молока следовало сдать 500 литров в год. Можно было расплачиваться сливочным маслом. Не трудно представить, что оставалось членам семьи. Но мы работали, старались учиться. После пятого класса я, считай, уже неплохо разбирался в сельском хозяйстве. Потому что помогал на полях взрослым. Хотелось выучиться, стать настоящим человеком.

 

Раилю учеба давалась легко. Более того, он тянулся к знаниям. В дальнейшем выпускника Чистопольского сельскохозяйственного техникума направили в совхоз «Ждановский», действовавший в селе Ютаза. На дворе 1958 год. Трудовой путь Раиль Гараев начал в качестве водителя автомашины. Других вакантных мест не оказалось. Ну а впоследствии заведовал ремонтным мастерским, занимал должность главного инженера. Назрела необходимость продолжения обучения в вузе. К этому времени Гараев обзавелся семьей. С молодой женой Альфией они решили поступать на очное отделение Казанского сельскохозяйственного института. Он выбрал факультет механизации, она – бухгалтерского учета. Если утром он посещал лекции, то вечером подрабатывал грузчиком. Ну а ночью корпел за конспектами. В 1967 году Раиля Гараева как перспективного студента направили на практику в Чехословакию. Через два года он с отличием окончил вуз. Предлагали остаться при институте заняться научной работой, но любовь к земле, технике одержала верх.

Возвращение в Ютазу

В 1971 году Гараева по решению райкома партии направили в Бавлинское объединение «Госкомсельхозтехника», призванное снабжать сельскохозяйственные коллективы техникой, машинами, запчастями, трубами и другими материальными ресурсами. Предоставили квартиру. Однако вскоре молодому специалисту пришлось дать согласие отправиться в село Ютаза для работы во вновь открытом структурном подразделении «Госкомсельхозтехники» заместителем управляющего по торговле. По воспоминаниям Раиля Султановича, новое место работы началось на развалинах бывшего Ютазинского автотранспортного хозяйства.

– Здесь не было ничего, – делится он воспоминаниями, – кроме обветшалого деревянного здания конторки и небольшого полуразрушенного гаража. Ни забора, ни дорог, ни воды. Колодец на территории существовал, но он был забит и засорен. За водой ходили в Биек-Тау. Из техники был один трактор и старый автомобиль. О какой организации труда могла идти речь, если даже вагоны с грузом на железнодорожной станции простаивали. Вот такое хозяйство досталось мне. И здесь нужно было налаживать работу. В первую очередь мы оградили территорию. Затем очистили и восстановили колодец, отремонтировали заброшенное здание, установили котел, чтобы и в зимнее время можно было завозить технику. На месте выгрузки железнодорожных вагонов установили бытовку и автомобильные весы. Со временем мы превратились в успешное предприятие, которое с изменением правового статуса стало именоваться ОАО «Ютазаагропромснаб».

 

Предприятие на селе – кровеносный сосуд его людей

Если брать во внимание, что в те годы через «Госкомсельхозтехнику» проходили очень много сельхозтехники, минеральных удобрений, стройматериалов и прочего, то можно понять объемы работ Ютазинского подразделения. Особенно трудно было выгружать минеральные удобрения, говорит Гараев, которые поступали в крытых вагонах россыпью. После долгих переговоров с «верхами», удалось добиться выделения нам техники – тракторного погрузчика, четырех самосвалов и одного трактора. Сформировался и основной костях трудового коллектива.

– Чтобы обеспечить сохранность поступивших товаров, – говорит Гараев, – нужны были складские помещения, охрана. А Бавлинское руководство «Сельхозтехники» всегда было против строительства любых зданий и сооружений в селе Ютаза. Мы своими силами, вручную, начали копать траншеи под фундамент будущего склада запасных частей. К осени подняли стены и, как говорится, сдали объект в эксплуатацию. Эта была наша первая победа. Дальше – больше. Техника к нам поступала в разобранном виде. А сельхозпроизводителям технику мы должны были поставлять в собранном виде. Стало быть, нужен новый сборочный цех. Своими силами построили и этот цех. Установили соответствующее грузоподъемное и станочное оборудование. Коллектив рос, к нам трудоустраивались выпускники школ, молодые люди после службы в армии, СПТУ. Они стали создавать семьи. Силами трудового коллектива в 1980 году был построен первый двухквартирный жилой дом. Со временем выросла целая улица из 12 двухквартирных домов. Когда в селе Ютаза началась газификация, то первыми домами, в которые провели газ, были дома ОАО «Ютазаагропромснаб».

 

Здесь еще следует обратить внимание на то, что местность, где была расположена территория базы, была болотистой. Зачастую в дождливую погоду, весной и осенью автотранспорт приходилось буксировать гусеничными тракторами. Поэтому благоустройству территории предприятия было уделено особое внимание. Завозилась щебенка, которая многократно утрамбовывалась. Механизаторы Ютазинского агропромснаба все эти дорожные работы проделывали настолько мастерски, что начальник Азнакаевского дорожного управления не поверил, что в этом деле были задействованы обычные тракторы. Гараев со временем понял, что оказание услуг только сельхозтехникой не гарантирует финансовой стабильности. Решили расширить сферу деятельности. Изготовили станок по производству сетки-рабицы. Затем приобрели пресс, глиномешалку и другое оборудование, построили печь обжига и запустили производство кирпича из глины. Научились и ремеслу изготовления пустотелого, облицовочного кирпича. Затем организовали сбор кожсырья, часть которого сдавали, другую обрабатывали, красили, открыли цех по пошиву полушубков, а также спецодежды, рукавиц и многого другого. Приобрели хлебопекарное оборудование и стали выпекать хлеб и хлебобулочные изделия. Продукцию покупали рабочие базы, поставляли в магазины, детский сад и школу. Впоследствии освоили новое дело – засыпали щебенкой дороги населенных пунктов района – Акбаша, Каракашлов, Ак-Юла, Малых Уруссу, Ютазы. После приобретения грейдера и тяжелого катка, приступили к строительству дорог и мостов в малых деревнях. Действие столярного цеха, разработка леса, создание механизированного отряда по уборке кормовых и зерновых культур, модернизация пришедшего в упадок хозяйства Кумысолечебницы… Это далеко не полный перечень функций предприятия. В Кумысолечебнице отремонтировали водопровод, привели в соответствие подъездные пути. Свинарник переделали в телятник, приобрели телок и бычков: телки – для дойного гурта, бычки шли на откорм. Для обеспечения кормовой базы арендовали около 400 гектаров земли. В 2004 году поголовье КРС выросло до 480 голов, а лошадей – до 60. Научились производить отличный кумыс, который пользовался широким покупательским спросом. Производили и реализовывали молоко, катык, сметану, творог. Рабочий коллектив ОАО «Ютазаагропромснаб» насчитывал свыше 70 человек, и он был настолько хорошо организован, что любое дело ему было по плечу. К сожалению, Горбаческая перестройка возымела свое действие – предприятие было упразднено. Не в одночасье. В течение трех лет. Сельхозпредприятия задолжали Агропромснабу, который в свою очередь не смог погасить налоговую задолженность.

Отступать некуда – позади жизнь?

Оглядываясь назад, Гараев хочет сказать, что нельзя было допускать развала СССР, госпредприятия передавать в частные руки… Болеет душой он и за процесс урбанизации, когда сельчане вынуждены перебираться в города. Как показывает жизнь, пробелы в идеологическом воспитании детей также не проходят бесследно. Но что уж теперь об этом… Как знать, может наверстаем еще упущенное? Раиль Гараев – прекрасный семьянин: с супругой Альфией они взрастили и дали образование двум дочерям, заботами которых сегодня живут. Радуют успехами внуки и правнуки. Они могут гордиться дедом и прадедом. Полное лишений босоногое детство не стало препятствием для его развития, получения образования и профессионального роста. Гараев с сарказмом замечает, что иной раз мнится, будто современных детишек на откорм поставили – уж слишком усиленное внимание уделяется их питанию. Человек не должен быть слишком сытым, как, собственно, и чрезмерно довольным собой. Здоровый аскетизм ему всегда на пользу. В свое время Раиль Султанович занимался конструированием – изготовил несколько моделей агросаней. В молодости увлекался лыжными гонками, боксом. Знавшие его односельчане отзываются о нем, как человеке большой души, всегда готового прийти на помощь, прямолинейным, порядочным. Настоящий коммунист, словом. Кстати, среди многих наград и медалей он достал партбилет. Себе не изменил. Он строил хорошее общество, и его взгляд не за кардон был устремлен, а в «прекрасное далеко» на своей земле. Не важно, как оно называлось и называется – социалистическим, коммунистическим, демократическим… Важно, чтобы человеческое в нем превалировало над другими ценностями.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа


Оставляйте реакции

8

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев