Ютазинская новь

Ютазинский район

18+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Общество

Блокада — один из способов расчеловечивания человека

В минувшую субботу, 27 января, страна отметила 80-летие со дня полного освобождения советскими войсками Ленинграда от фашистской блокады.

В рамках этой даты в образовательных учреждениях, в подростково-молодежном клубе «Атлант», центре детского творчества и библиотеках прошли тематические мероприятия. В «Атланте» и ЦДТ была приглашена и педагог-ветеран Зоя Глушкова, многие годы проработавшая председателем совета ветеранов района. Будучи ребенком военного времени, воспитанницей детского дома, Зоя Васильевна не понаслышке знакома с лишениями той поры. 

— В нашем детском доме, — говорит она, — находились и дети, вывезенные из блокадного Ленинграда. С одной из этих девочек, Тамарой Антоновой, мы подружились. После окончания войны воспитательница отвезла ее в родной город. С Тамарой мы многие годы переписывались. А в 1955 году она пригласила меня в Ленинград. Поехала туда со своей подругой. Удивительно, город выглядел так, как будто здесь никогда не было бомбовых ударов. Ленинград был восстановлен, никаких следов от бомбежек. А какие сердечные были ленинградцы! Они могли по два километра пройти, сопровождая нас к тому же Эрмитажу, в зоопарк и другие достопримечательности этого героического, непокоренного города.

Зоя Глушкова напомнила, что во время Великой Отечественной войны многие семьи района приняли эвакуированные семьи. Некогда проживавшей в Уруссу Марие Сомовой было три годика, когда ее вывезли из осажденного города и отправили на большую землю. По воспоминаниям ее старшей сестры, Нины, их мать работала на Кировском заводе, напротив которого они проживали. Нина смотрела в окно, когда мать скрылась в дверях предприятия. Взрыв произошел у нее на глазах. От перенесенного удара девочка перестала разговаривать. Вскоре всех детей семьи эвакуировали в далекую Башкирию.

О блокаде Ленинграда много снято фильмов, документальных и художественных, много написано книг. Пожалуй, для детского восприятия более доступным остается фильм «Зимнее утро» (есть и современная версия фильма). Думается, ознакомление с этим кинофильмом, а также с «Дневником» советской школьницы из Ленинграда Тани Савичевой должно происходить в школьные годы. Напомним, в ее дневнике — девять заполненных страниц, на шести из которых даты смерти матери, бабушки, сестры, брата и двух дядей. Сама Таня умерла уже в эвакуации в 1944 году. Ей было 14 лет.

Между тем послания грядущему поколению оставили и другие блокадные дети — Таня Вассоевич, Юра Рябинкин, Лена Мухина... Вот две выдержки из дневника восьмиклассницы Лены Мухиной. Первая сделана за несколько дней до войны, вторая — уже во время блокады. «9 июня 1941 г. ... Мы вышли из школы, остановились у подъезда. Эмма говорит: „Ой, девочки, как не хочется идти домой. Я хочу танцевать“. Вскоре все девочки почувствовали, что до безумия хотят танцевать. С мальчиками. И начались проклятия — черти, нахалы, негодяи — это все по адресу мальчиков, они удрали, а мы должны здесь страдать... Тогда кто-то предложил: „Девочки, давайте проучим их хорошенько“. Кто-нибудь из нас позвонит или Димке, или Мишке, или Гришке и скажет, что у нас есть блестящая идея, чтобы через пять минут они пришли бы к школе. А мы спрячемся в парадном напротив школы и вдоволь насмеемся над ними. Мы решили тут же привести свой заговор в исполнение... Одним словом, мы решили умереть, но найти наших мальчиков именно сегодня. Мы двинулись в путь, как вдруг кто-то из девочек крикнул: „Вот они“. Они тоже увидели нас, остановились, всплеснули руками и перешли через дорогу.

— Девочки, что же мы делаем. Зачем мы расстались. Ведь мы хотим танцевать... с ними.

— Пошли!

— Куда?

— За ними.

— Пошли.

Мы все повернулись и пошли за мальчиками. Все быстрее и быстрее, а потом просто побежали. Мы сами не давали себе отчет в том, что делаем и что нам от мальчиков хочется. Мы только хотели их догнать, не выпускать опять их из виду».

«22 июня 1941 г. В 12 часов 15 минут вся страна слышала выступление тов. Молотова...»

«13 марта 1942 г. Очень мучительны вечера, когда я хлебаю пустой суп без хлеба (хлеб до вечера не дотянуть), а рядом, на столе, лежит много хлеба, стоит банка с сахаром, и Галя отрезает большие толстые ломти и ест их, посыпая сахаром. Я знаю, завидовать нехорошо, но все-таки мне кажется Галя могла бы мне давать в день по маленькому кусочку хлеба без всякого ущерба для себя. Ведь она сейчас получает, кроме своих 500 гр., еще 700 гр. Получается очень нехорошо. Человек от голода каждый день слабеет, а в шкафу лежит и черствеет хлеб. Меня никак не касается этот хлеб, он не мой, а Галин. Но... Я бы на Галином месте из жалости дала бы кусочек хлеба. Мое бы сердце не выдержало. Я ни за что первая не попрошу, я слишком горда и самолюбива, чтобы быть попрошайкой... Боженька, Боженька, услышь меня, я кушать хочу, понимаешь, я голодна. Я очень несчастна». 

Тем более грустно читать «мирные» записи Лены, когда в сердцах школьниц только-только зарождаются добрые, светлые чувства к своим однокашникам. Кому не понятно это чувство ощущения начала пути?!

А вот другая книга — Эдит Евы Эгер «Выбор». В 1944 году Эдит с родителями и сестрой Магдой была отправлена в концлагерь Аушвиц. Мать с отцом погибли в газовой камере. Сестры в мирной жизни постоянно задирали друг друга. Оказавшись в концлагере, они старались выжить, чтобы помочь друг другу. На крыши товарного поезда с боеприпасами фашисты сажали узников концлагеря в полосатой одежде — отвлекающий маневр. Однако на поезд все равно были обрушены бомбы. «...Я могу убежать. Спрятаться в лесу. Порыскать в поисках жизни. Но если Магда жива и я оставлю ее, кто даст ей хлеба? А если она мертва? Я сбегаю по холму обратно. 
— Ты могла сбежать, — говорит Магда, сидя возле убитых». 

В следующий раз Магда бежит по горящему мосту к Эдит. Не думая о себе. Чтобы спасти сестру. ...Когда из груды мертвых тел их извлекли союзники, в них еле-еле зиждилась жизнь. 

Блокада, концлагеря — все это адский механизм фашистской идеологии по умерщвлению «неправильных», неугодных людей. Мать Лены Мухиной умерла от голода у нее на руках. На краю голодной смерти сама, она не может попросить хлеба у Гали, к которой перебралась после смерти матери. Голод, холод, болезни, смерть... И в этой противной естеству человека среде имеют место быть и человеческое достоинство, и чувство гордости. Поэтому, как сказала Ольга Высоцкая: «Берегите друг друга,/ Без притворства и лести./ Берегите друг друга,/ Ненадолго мы вместе!».

Роза ИСКАНДЕР

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа


Галерея

Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев