Лучше человечности человечеству не придумать
Можно ли по земному пути – трудному и непредсказуемому – идти просто, а когда «исполнится час», уйти легко?
Как-то знаменитой советской актрисе Марине Ладыниной из книжного издательства задали вопрос:
- Почему она не напишет книгу о своей жизни?
- Получится или полуправда, или откровенная ложь, - ответила почтенных лет женщина. – В моей жизни все так сплетено-переплетено…
- В таком случае следует писать прямо, не заглядывая в «проулки-переулки».
- А если вся жизнь состоит из этих самых «проулков-закоулков»?
Вот и получается, что земной путь каждого априори не бывает прямой линией. Между тем у одних получается идти по нему прямо, а других – крутит-вертит, бросает из стороны в сторону, из одной крайности – в другую. Моя приятельница уже не первый год ухаживает за больной, престарелой тетей. Замужем та не была, детей, Бог, что называется, не дал. Так что нажитая непосильным трудом «однушка» должна отойти племяннице. Тетя всегда была совершенно адекватным человеком, педагогом. А тут словно бес в нее вселился – измывается над любимой, казалось раньше, племянницей самым изощренным образом. Если коротко, то смысл заключался в следующем: она, то бишь тетя, вот-вот Богу душу отдаст, а этой молодухе – всего-то под 60! – жить до скончания веков. Обиду свою она умела речисто доводить до единственного слушателя в лице племянницы. Все плохо, все невыносимые – начиная от соседей, заканчивая президентами, общественным строем, молодежью.
А вот другой случай. Молодость Минзямал пришлась на сороковые годы прошлого столетия. Когда мужа забрали на фронт, у нее на руках остались мал мала меньше сынишка и дочурка. Жили в доме свекра. Муж прошел всю войну. Дошел до Берлина. А в мае 45-го погиб. Так и прожила со свекровью всю жизнь. Вместе состарились. Внуки свекрови их обеих называли бабушкой. Это уже потом, когда они подросли, пришло понимание, что вторая - не бабка вовсе, а ее сноха. Бабушка, которой уже было далеко за девяносто, бывало, начинала перебирать «приданое», подзывала внучку и неспешно говорила:
- Когда меня не станет, ничего не бойся и не плачь, я всегда буду рядом. Плод созрел, осталось только упасть…
- А я и не боюсь, - весело отзывалась девчонка.
Смысл и глубину ее тогдашних слов она поняла спустя годы. И, анализируя те или иные события в своей жизни, была убеждена: бабушка и впрямь всегда рядом. Это она подсказывает, направляет, спасает… Спустя время слегла и другая бабушка, ее сноха. Аккурат после встречи Нового года организм перестал принимать пищу. Из медиков приняла только фельдшера и врача из района. В Казань ехать наотрез отказалась.
- Я знаю, что это за недуг.
Взрослый сын приехал из Белоруссии, навестил мать. Она ему сказала:
- Увиделись, на похороны не приезжай. В войну с нашей деревни вон сколько не вернулось. А мне столько лет было даровано! Деньгами не сорите. Не плачьте, я хорошую жизнь прожила.
Удивительно. Хорошую? Всегда со свекровью. Без мужа детей поднимала. Тяжелый деревенский быт. И откуда такая уверенность, что именно в этот час не стоит цепляться за все земное? Вот уж действительно, мало кому удается достойно и жить, и умереть. «Есть зрелище более величественное, чем море, - это небо; есть зрелище более величественное, чем небо, - это глубь человеческой души». Не знаю, кому принадлежат эти слова, знаю наверняка – ничего лучше человечности человечеству не придумать. А что касается отдельно взятого человека, то, наверное, важны не столько знания, сколько – ум, не столько ум, сколько - мудрость. Впрочем, это субъективное мнение. Читатель может поспорить.
Роза АХМАДЕЕВА
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев