Маршрутами памяти
Где добро, там всегда светло.
Социальные сети – та информационная площадка, которая всегда к твоим услугам: вот только от неправдивой информации здесь никто не застрахован.
Роза ИСКАНДЕР
Увы. Группы, стаи – подсмотренные, подслушанные… Нынче отказать себе в уподоблении диванным критикам, по всей видимости, не могут и люди образованные. Время такое. Вседозволенность. Эй, врачеватель человеческих тел и душ, из «Уруссу-подслушано», мы тебя услышали. Отвечаем: зрелый человек может и должен контролировать словесное недержание. А иначе? Иначе, срамота. Собственно, бог с ними, прописными истинами. Обучать уму разуму не особо обремененных моральными устоями взрослых дядечек и тетенек – не благодарное дело. У каждого - свой путь, своя путеводная звезда. Смею заметить, озлобленность ведет к мракобесию. Иной раз не лишне остановиться и задуматься: зачем мы, куда мы?
Тут маршруты моей памяти привели к Любовь Николаевне Филатовой, некогда прибывшей в наш район из Санкт-Петербурга. Ей тогда было 80 лет. Живая, энергичная женщина с белоснежной копной стриженых волос. А приехала она не столько по приглашению, сколько по зову сердца – поклониться ютазинской земле. Об этом ее просили хорошие знакомые семьи, которых в блокаду Ленинграда наряду со многими соотечественниками приняли и ютазинцы. Любовь Николаевна с началом Великой Отечественной войны в числе 200 добровольцев-комсомольцев поступила в Московскую диверсионную школу, которую, к слову, прошла и Зоя Космодемьянская. Нет, их дороги ни разу не пересеклись. За короткий промежуток времени будущих радистов и разведчиков обучали многому, не в последнюю очередь, - самообладанию в любых ситуациях, при необходимости, достойно принять смерть. Люба Филатова совершила 13 прыжков с парашютом в тылу врага – Польше, Украине, Белоруссии, Германии. И что немаловажно, осталась жива, ведь воздушный десант в оккупированную врагом территорию – это полная непредсказуемость.
- Помимо двух орденов Красной Звезды за боевые заслуги о том времени, - рассказывала она, - напоминает и фотоснимок, сделанный сразу по возвращении ее из боевого задания: изможденная девушка в рванье, на одной ноге – лапоть, на другой – военный ботинок. Картина, та еще!
Ну и, конечно же, память не дает предать забвению рассказы соседей, поведавших, как в блокаду Ленинграда железнодорожный путь привел их на ютазинскую землю. Люди делились всем – кровом, одеждой, едой. Любовь Филатова, педагог с 38-летним стажем работы, кандидат математических наук, готовила к выпуску вторую книгу двухтомника «Судьбы женщин России». По одному экземпляру из 500 авторских должны были получить уруссинки Фария Ахметовна Каримова, стоявшая у истоков становления УГРЭС, Валентина Михайловна Новикова - педагог-ветеран, Лейла Салиховна Гильмутдинова – заслуженный врач ТАССР, Гульямал Исламовна Савенкова – участница ВОВ. Этим нашим землячкам, многие из которых уже ушли в мир иной, выпала честь стать героинями ее книги. Как сказала автор, в книгу вошли женщины неординарные, трудолюбивые, волевые.
В студенческой среде шутят: сдал техническую механику – можно жениться. Это к тому, что предмет довольно сложный. Любовь Филатова многие годы преподавала матанализ на математическом факультете старинного Санкт-Петербургского технологического института. Слабость к точным наукам у нее от деда. А откуда прекрасное владение словом, высоким слогом? Ведь она прочла свои стихи. Тогда невольно подумала: физик с душой лирика. Разумеется, талантливый человек талантлив во всем, но здесь она явно в маму, в свое время преподававшую русский язык и литературу.
Возраст – явление необратимое. Человеку свойственно стареть. А вот у судьбы нет возрастного ценза. С ней, юной максималисткой, надобно ухо востро держать - заведет, не выберешься, не отмоешься… У моей героини безвременно погиб муж, в Афганскую кампанию погибла дочь – выпускница медицинской академии, в блокадном Ленинграде погибли все ее родственники – двенадцать человек. Первым умер дед, работавший на Кировском заводе, и свой паек приносивший семье. Все они покоятся на Пискаревском кладбище. Сама Любовь Николаевна на Одере получила ранение. Так что уже после Победы шесть месяцев пролежала в госпитале. Она много ездила за рубеж, исколесила всю Россию, только в Татарстане побывала в Мензелинске, Набережных Челнах, Актаныше, Бавлах, Уруссу. С жизнью, со всеми ее проявлениями знакома не понаслышке. И каждый раз о человеке говорила чуть ли не с заглавной буквы.
- Но так ли уж они хороши, люди? – спросила тогда ее.
- Где добро, там всегда светло, - ответила отрывком из своей книги моя собеседница.
Не означает ли это: совершайте больше благовидных поступков, прощайте людям их мелкие недостатки, тогда и на пустое не захочется тратить время.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев