Она возродила забытый народный промысел
Проживающая в селе Байряка Зулейха-ханум Газизова встретила свою 95-ю весну.
Почтенных лет женщина совершенно не выглядела на свой биологический возраст: прямая осанка, общительность, хорошая память ей не изменяют по сей день. Разумеется, детство и отрочество Зулейхи Хайрулловны пришлись на суровые годы. Мать Зулейхи вышла замуж за вдовца, у которого уже были шестеро детей. Общих детей у супругов — четверо. Семья была трудовой, каждый из этого рода владел конкретным ремеслом. Один мог валенки валять, другой — печи класть. Так что относительный достаток давался верным, трудовым хлебом. Казалось бы, раскулачивание не должно было касаться семьи отца героини повествования. Ан нет, при очередной кампании по борьбе с кулаками пришли и в дом Хайруллы, конфисковали все, что было можно. По воспоминаниям семьи, даже ложек не оставили. Сам отец семейства избежал ссылки в силу своего преклонного возраста.
— Тяжело жили, — говорит юбиляр. — Особо учиться не довелось. Хотя очень хотелось. Еды и одежды не хватало. Я не знала, что такое ситцевое платье вплоть до 17 лет. Холщовые платье и шаравары — вот вся обновка. Помню, мои подруги пошли в 8 класс, а меня мать определила в соседнюю деревню присматривать в одной из семей за младенцем. И в колхозную жизнь впряглась рано — умела запрягать лошадь, работала на бороновании, прополке… На сложной молотилке работа давалась крайне тяжело. Дома мать работала на износ. Довелось познать и прелести лесоповала. Помню, из деревни завербовали 60 человек в Молотов (сегодня Пермь). Осталось нас трое — все остальные сбежали. Я же честно отработала положенный год. Ну, а вернувшись в село, вышла замуж и жизнь начала налаживаться.
Тем ценнее для почтенных лет женщины ее сегодняшняя жизнь — в достатке и уважении. Она проживает с семьей дочери в большом, светлом доме. Повезло, говорит и с мужем Габдрафиком, который отличался добрым нравом и большим трудолюбием. Супруги взрастили и воспитали сына и дочь. Сын окончил медицинский институт, работал врачом в Бавлах. Однако рано ушел из жизни. К слову, дочь героини повествования на свет появилась довольно поздно — через 19 лет после рождения первенца. Видимо, сами Небеса даровали нашей героине счастье встретить старость достойно — при заботе дочери. Кстати, о ремеслах, которыми владели в роду героини повествования. Зулейха Хайрулловна с семи лет научилась управлять ткацким станком. Тем самым оборудованием, на котором ткали льняные полотна и паласы. Собственно, в те годы в каждой семье умели ткать, шить, вязать… Уникальность же нашей героини в том, что именно ей суждено было возродить в Байряке это дело. Станок чудом сохранился на чердаке дома. Правда, некоторые деревянные детали пришлось восстанавливать. Так что благодаря Зулейхе Газизовой в 2012 году в селе Байряка был возрожден один из народных промыслов — ткачество. Свой бесценный опыт почтенных лет женщина передала своей односельчанке — Танзиле Марданшиной. Поэтому можно с уверенностью сказать, что возрожденное дело наших прародителей больше никогда не канет в Лету.
Юбиляр всю жизнь проработала в действующем в Байряке сельскохозяйственном производстве. Несмотря на возраст, Зулейха-ханум продолжает прясть, вязать носки. Иначе, говорит, день не проходит. И во двор выходит проверить, все ли правильно делается и выполняется в подворье. Ее сегодняшнее переживание — внук Рияз Галимов, который служит на территории СВО. Он вырос, что называется, на ее руках. Поэтому во всех своих молитвах она неизменно желает скорейшего окончания войны и обязательного возвращения внука и всех парней домой.
От имени руководства района юбиляра поздравил заместитель главы района Закуан Ильясов. Он адресовал Зулейхе-ханум свои добрые пожелания, преподнес букет цветов и памятный подарок. К поздравлениям присоединились руководитель ООО «АгроМир» Сирин Галиев, председатель первичной ветеранской организации Альфия Хазеева и глава Байрякинского сельского поселения Альбина Ахметшина.
Роза АХМАДЕЕВА
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев