От него исходила сила веры в свет
Уруссинец Ефим Семенов встретил 95-ю осень своей жизни, которая тесно переплетена с историей самой страны.
Советский парень из Черновки
Оглядываясь на жизненный путь, он и сам удивляется, насколько она была тернистой. И все же он старался идти прямо по стезе, предназначенной самой судьбой. Уроженец деревни Черновка Бишбулякского района Башкирской АССР, Ефим Порфирьевич был старшим в многодетной семье. Отец слыл хорошим бригадиром, мать также знатная колхозница. Жили было не хуже других, да грянула война. В первые же дни Великой Отечественной войны главу семейства призвали на фронт.
— В нашей деревне проживали мордва, чуваши, хохлы, русские, — говорит Ефим Семенов. — В семьях общались на родном языке, вне семьи — на русском. Все просто. В Черновке я прожил до 15 лет. Когда объявили о начале войны, из сельсовета приехала повозка и отца забрали. Мне — 12 лет. Первое письмо от него пришло из Актюбинска. Здесь им выдали обмундирование, и он отправил домой свою одежду. Следующее письмо пришло из Рыбинска Смоленской области.
Напомним, Смоленск всегда оставался защитным щитом Москвы. Битва Красной Армии под Смоленском в 1941 году была стратегически важной. В результате наступление гитлеровских войск в московском направлении нашим удалось остановить. Благодаря таким бойцам, как Порфирий Семенов, в том числе. Герой же повествования героически работал в колхозе — пахал, сеял, сел за комбайн. Главный инженер его, самоучку, решил отправить на курсы комбайнеров в Давлеканово. Да Семенов заартачился: мол, некогда мне буковки изучать — я работу работаю.
— Куда я поеду, одежда на мне латана перелатана, — говорит Ефим Порфирьевич. — А на дворе декабрь месяц. К тому же я после окончания четырехлетки уже выучился от колхоза на механизатора. Сколько можно учиться? Пятеро детей младших — их кормить надо. Сестренку нашу младшую, Тамару, мы с братом Николаем нянчили. Мать весь световой день в колхозе. Как нянчили? Мякиш черного хлеба пожуем с сахаром, в тряпицу завернем и сунем ей в рот.
— Молока или манки не было, что ли? — задаю вопрос собеседнику.
— Какой там! — замечает в сердцах. — Корову содержишь, а налога столько, что не осилить. Вот мы и решили зарезать нашу буренку и съесть. Тамара наша уже сидеть начала, тихонечко вставала на ножки, но… все равно умерла. Не хватало питания, должного ухода. Другой братишка, лет восемь ему было, играл на улице, наступил на гвоздь и продырявил ногу. К вечеру поднялся жар и его не стало — столбняк, заражение крови.
— Прививки не делали?
— Какая прививка, Вы о чем? Райцентр от деревни находился в 25 километрах. Мать и Тамару то родила в дороге в райцентр. Зимой. Ну раз смогла разродиться, повозка свернула обратно в деревню. Не стали до больницы доезжать. Тяжело жили. Картофельный огород большой, но львиная доля шла на налог государству. Лебеда растет между грядами, а мы знаем, трогать нельзя — вырастет, соберем ее, разомнем и, добавив муки, лепешки сварганим. Досыта картофель не ели. В колхозе на коровах пахали — женщины своих коров выводили в поле. Я был плугарем. Глаз от земли не отрывал — увижу картофелину и в суму его засуну. Домой придешь, на сковороду шлеп ее, перевернешь, без соли шла хорошо.
Воспоминания Семенова о детских годах — живая история деревенского уклада жизни людей военного времени. Уже в марте с младшим братом Николаем он отправлялся в лес за дровами. В марте, говорит, солнце днем сильно припекало — снег, подтаяв, образовывал твердый наст. И по этой твердыне можно было свободно передвигаться на санях. Деревенские мальчишки сызмальства обучены ловко орудовать топором.
Жена его служила ефрейтором
В послужном списке героя повествования была и работа в Демсовхозе, куда вскоре переехали Семеновы. В совхозах жизнь была в разы легче — зарплату выплачивали, жилплощадь предоставили. Да и на детей кое-какая выплата шла от государства после похоронки на отца. Ефим работал плугарем, на быках сено косил. А тут в Башкирию дошла весть о перспективах строящегося поселка Уруссу в Татарии. В пятидесятые годы семья решила перебраться в Уруссу. Ефим Семенов трудоустроился в строительное управление «ВолгоЭнергоМонтаж» — в 1957 году был задействован на монтажных работах при строительстве Уруссинской ГРЭС. Заочно окончил Казанский энергетический техникум. Впоследствии ездил по командировкам в разные города, строил Заинскую электростанцию.
Собственно, 48 лет Семенов прожил в Заинске. Жена героя повествования земной путь окончила в 2016-м. Дочь с семьей проживает в Пермском крае. Кстати, супруга Семенова была участницей Великой Отечественной войны — служила полковой разведчицей в звании ефрейтор, Победный май встретила в Чехословакии. Супруга была уроженкой села Чекан Азнакаевского района. Края эти природа не обделила красотой. Так что еще в середине 80-х Семеновы построили дом в Константиновке — близ Чекана. На вопрос, почему же супруги решили перебраться в Уруссу, а не остаться, скажем, в том же Заинске, Ефим Порфирьевич ответил, что они выходцы деревни и им хотелось жить на земле. Новые задачи заставляют двигаться, а движение, общеизвестно, — это жизнь. Да и сестра с племянниками проживают в Уруссу, они ежедневно встречаются, всегда находились в близких отношениях. Видимо, сестра помнит, что брат в войну был кормильцем семьи, и в те темные времена от него исходила некая сила веры в свет.
От имени руководства района юбиляра поздравил заместитель руководителя исполкома района по социальным вопросам Сергей Рузанов. Он вручил виновнику торжества подарок и юбилейную медаль от района, а также адресное поздравление Президента Российской Федерации.
Роза АХМАДЕЕВА
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев