Ринат Хайров считает необходимым принятие государственных программ адаптации детей-аутистов. На встрече с родителями особенных детей в Альметьевске депутат Госдумы выразил готовность продвигать этот вопрос на федеральном уровне.
В Альметьевске разработана программа комплексной помощи детям с расстройством аутического спектра. При содействии депутата Госдумы Рината Хайрова 1 сентября она стартует в одной из общеобразовательных школ города. Депутат считает, что подобная программа должна быть принята и на федеральном уровне.
- На базе двадцать первой Альметьевской школы мы думаем реализовать пилотный проект, направленный на социализацию детей с аутизмом. По итогам этого эксперимента будем принимать решение о распространении этого опыта дальше. Думаю, у нас все получится. Это - наша жизнь. Это наши дети. Они не должны чувствовать себя брошенными, мы должны им помочь. Родители детей-аутистов уже провели огромную работу. Теперь они обратились к нам за помощью и поддержкой. Мы, депутаты, должны заняться решением проблем таких семей, в том числе на федеральном уровне, - отметил Ринат Хайров.
Разработку программы «Аутизм. Путь в общество» инициировала общественная организация, объединяющая более тридцати альметьевских семей, в которых растут особенные дети. 1 сентября пятеро таких ребят придут вместе с другими школьниками и сядут за парты обычного класса. Адаптироваться в среде сверстников особенным ребятам помогут обученные по специальной программе тьюторы.
Проект «Аутизм. Путь в общество» требует серьезного финансирования. Ринат Хайров выступает за комплексное рассмотрение и решение проблемы адаптации детей с расстройством аутического спектра. Это многоаспектный вопрос: надо предусмотреть источники финансирования, подготовку кадров, юридические и законодательные аспекты, возможность включения в целевые программы. Именно поэтому депутат считает необходимым параллельно поднимать вопрос на уровне федерации.
В Татарстане создание условий и реабилитация людей с ограниченными возможностями и особенностями в развитии - важная государственная задача. Все вопросы, касающиеся этой темы, решаются с широким привлечением общественности. Общественные организации инвалидов выступают экспертами и соавторами всех программ, принимаемых в республике для людей с ограниченными возможностями. В 2011 году была разработана республиканская программа «Доступная среда». Сразу несколько социальных программ нацелено на трудоустройство инвалидов. Татарстан - первый регион в России, который начал масштабно применять инновационные методики в сфере реабилитации людей с ограниченными возможностями. В зоне особого внимания - семьи, воспитывающие детей с серьезными отклонениями в здоровье. Альметьевская программа «Аутизм. Путь в общество» - не первая, которая будет реализовываться в Татарстане по адаптации детей-аутистов. Под патронажем Президента Рустама Минниханова с прошлого года в Казани реализуется проект арт-терапии, который помогает особенным ребятам адаптироваться в социуме и раскрыть свои творческие способности. Партнерами проекта выступают детские художественные школы, Союз художников республики Татарстан, Казанское художественное училище. Программа, которая запускается в Альметьевске, станет еще одним шагом создания в Татарстане комплексной системы адаптации людей с особенностями развития.
Необычные дети будут учиться с обычными
В одной из школ Альметьевска в одних классах с обычными детьми будут обучаться дети с диагнозом «аутизм». Проект «Аутизм. Проблемы и пути решения», разработанный общественной организацией «Необыкновенные дети», стартует с начала нового учебного при содействии управления образования, исполкома Альметьевского муниципального района, депутата Государственной Думы РФ Рината Хайрова и депутата Государственного Совета РТ Рустама Халимова.
Аутизм - неврологическое расстройство, связанное с нарушениями работы головного мозга, в результате чего в развитии ребенка появляется сбой. Он почти не взаимодействует с внешним миром, не идет на контакт с окружающими, не говорит, впадает то в состояние оцепенения, то в сильнейшее волнение. Все эти особенности делают ребенка существом асоциальным, практически изгоем, весь мир которого замыкается рамками его семьи и квартиры, в которой он живет.
Проблема аутизма - общемировая. Именно проблема - потому что заболеваемость аутизмом распространяется с невероятной скоростью. По данным Всемирной организации здравоохранения, количество детей-аутистов каждый год увеличивается на тринадцать процентов. В Америке соотношение рождаемости детей с аутическими расстройствами и здоровых уже составляет 1 к 68, а в отдельных штатах - 1 к 45. В России, к сожалению, такая статистика отсутствует.
По данным Альметьевского психоневрологического диспансера, в Альметьевском районе на учете стоят 224 ребенка с ментальными расстройствами психики. Из них 174 ребенка признаны инвалидами, а среди них 23 находятся под наблюдением с диагнозом «Ранний детский аутизм». Из них лишь единицы посещают коррекционную школу или детский сад. Эти цифры озвучил на встрече в школе № 21 города Альметьевска председатель альметьевской общественной организации «Необыкновенные дети», отец ребенка-аутиста Андрей Сатыбалов. Именно в этой школе запускается проект, в рамках которого несколько детей с аутическими расстройствами будут обучаться вместе с обычными детьми.
- Восемьдесят процентов детей с расстройствами аутического спектра являются обучаемыми и развиваемыми, - уверен Андрей Сатыбалов. - Но проблема в том, что в Альметьевске нет квалифицированных специалистов, которые бы с ними занимались. Общественная организация «Необыкновенные дети» существует в нефтеграде четыре года. Она объединяет более двадцати семей, в которых растут дети-аутисты. Организация стала настоящим спасением для родителей, которые до этого в одиночку бились со своей бедой. Когда попадаешь в сообщество таких родителей и понимаешь, что ты не один, становится легче. Мы проводили еженедельные развивающие встречи, занятия с детьми, которые для многих стали единственной возможностью выйти в свет. Особенное поведение наших детей окружающие воспринимают как плохое воспитание. Следуют комментарии, которые очень больно слышать.
У организации не было и нет своего помещения. Она переезжала уже четыре или пять раз. Сейчас родители с необыкновенными детьми собираются в воскресной школе при Петропавловском храме. Но для полноценных занятий нужны не просто кое-как приспособленные помещения и доморощенные педагоги - все те же родители, а определенным образом оборудованные классы и обученные специалисты: аналитики, психологи, дефектологи, массажисты, воспитатели, арт- и музтерапевты и многие другие. Нужны специальные образовательные программы.
Хотя бы часть всего этого предполагается воплотить в обычной общеобразовательной школе, куда в начале учебного года придут учиться в начальные классы пятеро детей с аутическими расстройствами: трое в первый класс и двое во второй. Инклюзивное образование - один из элементов программы комплексной помощи детям-аутистам и их родителям.
Но как всегда все упирается в деньги. На реализацию проекта только в течение одного года потребуется более миллиона рублей. Еще около 900 тысяч нужно на доплату специалистам. Их будет девять: 5 тьюторов, психолог, логопед, дефектолог и педагог ресурсной комнаты. Ресурсная комната - это отдельное помещение со специальным оснащением, развивающим и обучающим оборудованием, куда необыкновенного ребенка можно будет увести, если он разволнуется или утомится. Ее нужно создавать с нуля. К тому же, как заметил начальник управления образования Альметьевского района Дмитрий Садетдинов, ремонт необходимо сделать во всей школе, чтобы не создавать необыкновенным и обыкновенным детям разных условий.
Заместитель главы Альметьевского района Назия Хайдарова поделилась опасениями, что на уровне Министерства образования проект могут и не поддержать:
- В республике рассмотрение данного вопроса взяли на вооружение. Но и только. Внятного ответа мы пока не получили. Вот у меня в руках письмо на имя заместителя Премьер-министра Татарстана Энгеля Фаттахова, где стоит несколько отметок «в работе».
Так что вся надежда на депутатов. Депутат Госдумы Ринат Хайров и депутат Госсовета Рустам Халимов пообещали всяческое содействие, но прежде рассмотрели проблему со всех сторон. Вопросов много: источники финансирования, подготовка кадров, юридические и законодательные аспекты, возможность включения в целевые программы. К примеру, Рината Хайрова интересовало, не будут ли возражать родители обычных детей против такого соседства, ведь поведение аутистов часто непредсказуемо, а порой и агрессивно. Директор школы Елена Тухфатуллина успокоила, что еще в мае во всех классах прошли родительские собрания, и родители единогласно поддержали реализацию проекта. Кроме того, за каждым ребенком-аутистом на всем протяжении занятий будет присматривать тьютор, который не допустит возникновения неприятного инцидента. Андрей Сатыбалов подтвердил, что разработанная методика нивелирует эти риски. Уже есть успешный опыт совместного обучения в Москве, Санкт-Петербурге, Нижегородской и Белгородской областях. Дети-аутисты развиваются намного быстрее, когда тянутся за обычными детьми.
- Мы решаем проблему социализации этих детей. Но эффект гораздо глубже, - отметил заместитель генерального директора ПАО «Татнефть», депутат Госсовета РТ Рустам Халимов. - Мы в первую очередь учим здоровых детей быть терпимее, понимать людей, отличающихся от других. Чтобы в будущем они смогли разобраться, где хулиган, а где больной человек, и адекватно отреагировать.
В ходе обсуждения постепенно наметился план дальнейшей работы. В ближайшее время начнется ремонт в школе, оборудование и оснащение ресурсного класса. Сдвинутся с мертвой точки и вопросы финансирования.
- Любую проблему можно решить, если к ней ответственно отнестись, взвесить все за и против, - считает депутат Госдумы Ринат Хайров. - Если эксперимент пройдет успешно, опыт можно будет распространить дальше или хотя бы еще раз обратить внимание общественности на эту проблему. Это наши люди, и мы должны им помочь. Они не раскисли, не опустили руки, они делают все возможное, чтобы их дети влились в социум. Они заслуживают уважения и поддержки.
Нет комментариев