Трудный путь к возрождению
Что держит горстку людей в краю, где единственное удобство - это электричество?
Проблема вымирания деревень стоит в России достаточно остро. И причин этому много, но все они взаимосвязаны. В первую очередь для развития важны дороги. Ведь именно по ним завозятся продовольственные и бытовые товары, медикаменты, строительные материалы. Но прокладывать новый участок от трассы до деревни с населением в несколько человек экономически невыгодно. И жители, лишенные благ цивилизации, вынуждены покидать свои дома.
Во многих деревнях, особенно отдаленных, из всех работающих заведений остаются только продовольственные магазины со скудным ассортиментом, пополняющимся раз в несколько месяцев. Клубы и другие места организованного массового досуга забиты досками и тихо гниют. В отсутствии каких бы то ни было развлечений остается только одно средство, повышающее настроение - спиртное. И ведет оно к деградации, бытовым преступлениям и ранней смертности.
Но находятся энтузиасты, которые всем сердцем переживают за свою малую родину и несмотря на все жизненные трудности, отсутствие элементарных удобств и комфорта стремятся вселить жизнь в Богом забытую деревушку. Так что же держит этих людей в краю, где единственное удобство - это электричество?
Отчего люди не летают так, как птицы?
Еновка - небольшая деревенька на окраине нашего района без газа, дорог, школы, клуба, магазина и прочей цивилизации. Сегодня здесь проживает всего с десяток семей - кто постоянно, кто наездами на выходные, на лето.
От взобравшейся на пригорок асфальтированной дороги круто в сторону отворачивает грунтовка и, извиваясь по косогору и прячась средь молоденьких елок, сбегает вниз. Где-то на середине спуска между сходящимися к низу склонами взору нежданно открываются крыши далеких домиков, а за ними до самого горизонта простираются чарующие дивной красотой бескрайние поля и леса. Вот бы крылья за спиной, да взмыть в потоке восходящего воздуха над этим великолепием… Увы, счастье сие дано от природы только птицам вольным.
Эко чудо-чудное, да диво-дивное…
Наша редакционная машина наугад остановилась у первого попавшего старенького, но уже познавшего некоторый ремонт бревенчатого домика. Завидев у ворот чужой автомобиль, навстречу вышла неожиданно молодая и миловидная хозяйка. Знакомимся - Ольга Биктимирова. Живет здесь второй год вместе с мужем Радиком и восьмилетним сыном Марселем, единственным, кстати, ребенком в деревне. Приехали из соседней Башкирии, города Туймазы. Стало любопытно, чем же зарабатывает себе на хлеб насущный в практически заброшенной деревне молодая семья?
Ольга оказалась очень открытой собеседницей (впрочем, как выяснилось позднее, открытостью и гостеприимством отличается большинство еновцев, по крайней мере, все, с кем нам удалось пообщаться). Хозяйка охотно повела нас знакомить со своим подворьем. Как оказалось, семья разбила на своем участке небольшой питомник и занимается разведением саженцев хвойных пород, плодовых кустарников, лаванды, (только петуний около тридцати сортов), за счет реализации которых и живет. Удивительно то, что многие выращиваемые Биктимировыми виды растительности экзотичны для наших мест, например, стелящийся кедр, пихта, горная сосна, айва, маньчжурский орех. Само собой, сажают они и популярные нынче тую, можжевельник. Но более всего нас поразил невиданный фрукт под названием момордика.
В этой деревеньке довелось нам повидать и не типичное для наших краев строение - круглый дом. Принадлежит он бывшему военному врачу, побывавшему по воле судьбы во многих уголках страны, но облюбовавшему для жизни именно эту деревню. Почему круглой формы? Не только потому, что оно смотрится необычно, отвечают нам селяне, но и по причине энергооптимальности, ведь и природа совсем не случайно избегает острых углов, а все жидкости при первой же возможности стремятся заключить себя в сферу.
Тишь да гладь, да Божья благодать
По соседству с Биктимировыми проживает еще одна туймазинская чета Латыповых. Перебрались они сюда в начале двухтысячных - купили дом у единственной проживавшей тогда в деревне бабы Раи. Забрали ее к себе в Крым-Сарай дети, так как тяжела стала для женщины в годах одинокая жизнь после смерти мужа в заброшенной деревне, где разворовывали даже провода на электрических столбах. Восстанавливать энергопитание деревни пришлось своими силами нынешним поселенцам. Почти все еновцы занимаются разведением пчел, а вообще пчеловодством в этих краях занимались издревле.
Но вернемся к Латыповым. Именно обещанием угостить настоящим, экологически чистым медом и заманила нас к себе в дом на чашку чая радушная хозяйка Резеда. Многое в нем осталось от прежних хозяев, в том числе и три иконы в красном углу. Завидев наши удивленные взгляды (все-таки нынешние хозяева имеют принадлежность к другой вере), Резеда поведала о них интересную историю. Купив дом, она решила иконы убрать, после чего в отсутствие хозяев в дом проникли недобрые люди и забрали все оставшиеся от прежних владельцев старинные вещи. Гостившая у Латыповых целительница тетя Рита посоветовала Резеде немедленно вернуть иконы на прежнее место, пояснив, что они охраняют дом. Та последовала ее словам, и с тех пор в доме снова установился покой. Но еновцы и сами держат ухо востро. При появлении в деревне чужих людей или незнакомой техники обязательно смотрят, кто к кому да зачем явился. То не праздное любопытство, а жизненная необходимость, так как был случай, когда заехавшие в деревню сборщики металлолома опустошили двор Биктимировых в их отсутствие.
Да мало ли какая беда может приключиться - может пожар. Это когда сюда пожарный расчет доберется?!
Где родился, там и пригодился
В разгар нашего чаепития с тортом в руках (вот они вышеупомянутые открытость и гостеприимство) к столу подоспел уроженец Еновки Зиряк Мифтахов. Опять же, забегая вперед, хочется сказать, что на прощание наш герой щедрой рукой наполнил нам большой пакет ароматными поздними яблоками со своего сада и вручил целый мешок пузатых кабачков и тыкв.
Мужчина, как и многие его сверстники, покинул в далекой молодости здешние края. Зиряк получил приличную профессию, поставил на ноги детей, а сам вернулся в родную заброшенную деревню, в пустовавший отчий дом.
В прежние, советские времена Еновка относилась к одному из богатейших совхозов округи - «Ждановскому». При развале Союза закрылась школа, и люди стали разъезжаться в поисках лучшей доли. Проводя для нас экскурсию по деревне, Зиряк то и дело простирал руку за околицу - там стоял конный двор, там коровники, а вот там овощехранилище - единственное, кстати, сохранившееся до наших времен строение того знатного хозяйства.
Зиряк -- по всему человек готовый бороться и преодолевать трудности, невзирая на кажущуюся их полную бесперспективность. На отчем подворье он стал поднимать новый современный двухуровневый дом, не забывая вместе с тем и о благоустройстве всей деревни. Последнее, видимо, и импонировало еновцам, избравшим его своим старостой. И вместе они стали возрождать деревню.
Деревенский флаг? Это еще что-о-о…
Действительно, у Еновки есть собственный флаг. Вместе с российским и татарстанским триколорами он колышется на флагштоке в центре деревни. Рядом установили посвященный участникам Великой Отечественной войны постамент и горелку для Вечного огня, который зажигается в День Победы. Еновцы чтят память своих отцов и дедов, защитивших страну, а значит и их деревню, от фашистской оккупации. Отец Зиряка, кстати, был представлен к званию Героя Советского Союза, но впоследствии командование ограничилось представлением отважного танкиста только к Ордену Красного Знамени.
И старые, и новые еновцы живут на удивление очень дружно, вместе отмечают праздники, проводят спортивные матчи. И даже те, кто здесь уже не проживает, помогают поднимать родную деревню, ведь даже нанимать трактор для расчистки улиц от снега еновцам приходится на собственные деньги. Так, проживающий ныне в поселке Ик Магруф Гиззатуллин предоставляет собственную технику, нижнекамовец Александр Панарин поддерживает финансово, посильную помощь оказывает и Рим Мусифуллин из Октябрьского.
Чтобы понять насколько это серьезная проблема для местных жителей, следует вспомнить еще один случай из их непростой жизни. Однажды зимой на выходные одни из бывших жителей деревни решили навестить родной дом. Добрались на своей машине до развилки, а дальше из-за занесенной снегом дороги проехать не удалось. Пришлось оставить автомобиль на трассе и пешком по сугробам отправиться в деревню. А через пару дней, вернувшись к машине, владельцы нашли ее… без колес. После обильных снегопадов еновцам нередко приходилось лопатами очищать дорогу до самой трассы.
Не ждать от жизни подарков
Не ждать, когда им устроит жизнь кто-то другой, а устраивать ее самим - это отличительная черта еновцев. Народ этот не пьющий, не курящий и ко всему работящий. Они, к примеру, взяли и самостоятельно построили детскую площадку. Сначала выровняли грейдером склон холма, оградили площадку плетенкой, которую сами же и сплели из прутьев, поставили несколько качелей, скамеек, сварили турник, натянули волейбольную сетку, высадили вокруг сорок ящиков петуний, сделали импровизированный пруд с лебедями, а на высокий шест как символ демографического торжества поместили гнездо с двумя белыми аистами. К чему, скажете, такая большая площадка для одного ребенка? Оказалось, что на каникулы и в выходные приезжают внуки селян, наполняя площадку своим гомоном. Детишки и сами рады приложить руку ко всяческим работам. Так они расписали грибки из старых тазиков, которые теперь красуются прямо на улице. А рядом пустыми глазницами-окнами грустно взирает на них остов старой разваливающейся школы…
Сыну Биктимировых Марселю приходится ездить на учебу в село Ютаза, но до остановки, куда подъезжает школьный автобус, нужно еще пешком и в слякоть, и в буран отмахать целую версту в гору. Мы поинтересовались, не скучно ли мальчику в деревне? Оказалось, что родители предлагали ему вернуться в Туймазы, где у них тоже имеется жилье, но тот наотрез отказался. Мальчишка частенько пропадает у соседей, когда те занимаются каким-нибудь мужским делом, помогает. Зимой они всей деревней катаются с горы на тюбингах, ходят на лыжах. Так что ему не до скуки, да и здоровье от постоянного пребывания на природе отменное.
А еще еновцы заложили общественный сад. Наметили место на взгорке и посадили яблони, вишни, сливы, смородину, калину, иргу (последнюю, говорят, детишки особенно любят), те же маньчжурские орехи. Яблоневая аллея потихоньку поднимается и вдоль дороги, ведущей в деревню. Здесь тоже своя любопытная история. Один из жителей по пути к остановке подкреплялся яблоками, а зернышки закапывал на обочине. А теперь из них поднимаются молодые яблоньки.
Сами озеленили улицы, но не чем придется, а благородными соснами, лиственницами, трепетными березками… И опять же, никто ничего им не давал - все за свои кровные, своими силами.
А раз Ольга и Резеда задумали раскрасить павильон на автобусной остановке. Бросив все свои дела они неделю расписывали павильон картинками со старинных открыток - люди на лавочках сидели, гномик дорогу фонариком освещал. Однако картинки те сегодня остались под слоем краски, которой дорожники прошлись сверху.
Ловись, рыбка
На отшибе деревни расположен небольшой пруд, возле которого на месте родительского дома построился егерь Владимир Краснов. Решил он три года назад заняться разведением в этом водоеме карпов. Запускает купленных в Заинске мальков, кормит, растит, да пользоваться плодами своего труда ему не всегда удается - повадились чужаки, да не на удочку, а сетями ловят. А раз застал двух бугульминцев с малявками в пятилитровой баклушке. «Вылавливают даже такую мелкоту, ну что с ней делать?» -- огорчается Владимир и удивляется, из какой дали люди умудряются отыскать этот неприметный пруд.
Видит око, да рука неймет
Еновцев, как мы уже упоминали, трудности не пугают, даже такие, как отсутствие газа. «Вон, - говорят, - сколько вокруг зарослей для дров». А буквально на днях они частично решили и проблему дорог. Скинулись, кто сколько мог, и завезли щебень, отсыпали километр дороги от центральной трассы до деревни и первую на въезде улицу. Прежде ведь их даже в летний дождь развозило, не говоря уже о межсезонье. А учитывая, что выезд из деревни идет на взгорок, выехать из нее в такое время было невозможно. Щебень еновцы привезли из акбашского карьера, благо в его получении посодействовала глава поселения. Между тем песчано-щебеночный карьер имеется у них самих под боком, но доступ к нему пока закрыт. А ведь жители деревни очень нуждаются и в поднятии дамбы на пруду, по которой лежит путь на другую половину деревни. Летом худо-бедно проехать по ней можно, но вот весной, в поводок, дамба затапливается, и жителям той части деревни приходится добираться домой пешком по проложенному над речкой деревянному мостику.
Жить или не жить? Вот в чем вопрос
Но самая, пожалуй, серьезная проблема здешних жителей - это невозможность завершить оформление выделенных им участков. Те, кто как Латыповы, получал землю еще в начале двухтысячных, хоть и с большим трудом смогли оформить ее в собственность. Тем же, кто решил обосноваться позднее, стать полновластными хозяевами полученных земель пока не удается. Краснов, к примеру, тоже взял надел и успел провести его оценку, оплатив, естественно, работу, но дальше дело застопорилось. А кто-то даже дом поставил, и жить стал, и теперь в раздумье, не зря ли старался. Среди таковых и туймазинец Камиль Кашапов, занимающийся здесь пчеловодством. Получив надел, он начал стройку. Сейчас у него под крышу поставлен сруб, но вести стройку дальше не решается, возникли проблемы с оформлением собственности.
По словам еновцев, желающие обосноваться в их деревне имеются, готова приехать даже семья с тремя детьми, но призрачная перспектива останавливает. Доподлинно причины, почему им приостановили оформление, жителям деревни не известны. Мысли среди народа ходят разные - это и большие затраты на развитие инфраструктуры, необходимость обеспечения деревни необходимыми коммуникациями, и постоянные изменения в законодательстве…
Животворящий источник
В ходе разговора еновцы упомянули о бьющем недалеко целебном роднике и на прощание любезно согласились проводить к нему. Дорога к роднику пролегала по бывшей улице, на что указывали торчащие основания электрических столбов и несколько заросших под самый конек покосившихся ветхих домов. Намотав на спидометр с километр по труднопроходимой малоезженой дороге, мы остановились у последнего заброшенного дома. Недалеко отсюда когда-то находилась деревня Семеновка, от которой остались только кедры, посаженные местной жительницей бабой Таней. В дореволюционные времена в этих краях располагались поместья богачей Тульниковых, Лобашовых. Еновцы уже подумывают взяться и за восстановление истории своих родных мест.
Наискосок от дома в овраг уходила неприметная тропка. По уложенным под кронами деревьев лесенкой камням спустились вниз. Нас опутал напоенный ароматами дикой мяты и еще каких-то лесных трав воздух. У самого основания оврага с его склона тонкой струйкой из небольшого сруба стекала вода. На крючке поджидает жаждущих железная кружка. Хозяйская рука еновцев потрудилась и в этом потаенном месте. А какая здесь завораживающая красота! Под склонившейся дугой деревцем течет, бормоча, речушка, - кажется, плеснет рыбий хвост, блеснет серебристой чешуей юная русалка или вот-вот явит себя из чащобы старый шурале и начнет нам грозить своим длинным пальцем: «Я тут владыка. Я - хозяин!» Да и сама вода этого спрятанного от любопытных глаз ключа непростая, говорят еновцы. По рассказам проживавшей когда-то в деревне учительницы, она целебная. Впрочем, животворящей силой обладают, вероятно, все воды этой местности (а родников здесь предостаточно). По крайней мере, в несвойственной для наших краев мягкости воды из родника в центре деревни мы смогли убедиться, еще угощаясь чаем. По рассказам Резеды, прежняя хозяйка ее дома была очень шустрой вопреки своим годам, выглядела на удивление молодо - и в семьдесят лет на ее лице не было ни единой морщинки. Бабушка Рая считала, что все это благодаря родниковой воде, которой она ежедневно омывалась. Ее примеру следуют и нынешние еновцы, начиная каждый свой день с обливания в речке, питающейся местными родниками. По их рассказам октябрьские специалисты определили нахождение здесь какого-то разлома и минеральной слюды, которая якобы и может влиять на качество здешней воды.
Мы уезжали из этого удивительного места под большим впечатлением и с большим желанием вернуться сюда вновь, летом.
Справка:
По историческим данным деревня Еновка была основана в начале XX века. На 1920 год в деревне проживало 67 человек, в 1958 году - 231, в 2002-м - 6.
PS По поводу проблем с оформлением земли мы обратились к специалистам, после выяснения нюансов мы опубликуем их ответ.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев