О чем молчат останки ветерана?
Почтенных лет чета Галиевых - старожилы села Малые Уруссу: здесь не только их корни, но и корни родителей и бабушек с дедушками
Так что беседа с Рашитом и Рашидой Галиевыми волей-неволей затрагивала события страны, к которым мы, современники, кажется давно не имеем никакого отношения. Главе семейства сегодня 84 года. Несмотря на возраст, он не утратил чувства юмора. На вопросы отвечал не без доли сарказма. Окончив в родном селе четырехлетку, Галиев по седьмой класс обучался в Староуруссинской школе. А вот в 8 класс окончить не довелось. Дело было так. Юноша должен был продолжить учебу в Уруссинской железнодорожной школе. Как и полагается, в сентябре придя в школу, его со всеми другими учащимися отправили на осенне-полевые работы - теребление льна, который в те годы выращивали в Куряш-Буляке.
- Я в поле приехал, - улыбается наш герой, - однако работа мне показалась нудной, не мужской, ну я взял и ушел домой. Когда после колхозных работ учащиеся вернулись в школу, меня вызвал директор и сказал: «Такие нашей школе не нужны». Нет, значит нет. Вернулся в Малые Уруссу и пошел работать в родной колхоз. Поначалу водил грузовик, два года на тракторе проработал и, собственно, 20 лет возил председателей колхозов – Анаса Сафиуллина, Асхата Гараева, Асхата Абдуллина.
В 57-м Галиева призвали в армию – служил в секретных войсках в Мурманске. Вернувшись домой после демобилизации, сделал предложение девушке, с которой дружили еще до армии. Она была его теской - ее звали Рашидой. Девушка слыла местной красавицей, отличалась покладистым характером. Выйдя замуж, хорошо ладила со свекровью, умело вела хозяйство. Работала в бухгалтерии колхоза нормировщицей.
- Я целыми днями на работе, свекровь по дому управлялась. Нам некогда было выяснять отношения, каждый был занят делом, - говорит Рашида-ханум. – В начале я два года работала в животноводстве. В те годы в нашем колхозе эта отрасль была сильно развита – в Малых Уруссу содержали крупный рогатый скот, в Кыска-Елга – овец. Птицеферма своя была. Работы хватало.
Галиевы еще в молодости на месте родительского дома построили бревенчатый дом. Сруб на дом было достать тяжело, но… возможно. Со временем и этот дом решили перестроить сызнова. В кирпичном доме с тремя комнатами, отдельной кухней и комнатой, где установлены газовый котел, стиральная машинка и, собственно, другое туалетное оборудование, чета Галиевых проживает и сегодня. Они выглядят молодцами. Правда, суставы подводят. Однако дети, внуки практически еженедельно навещают родителей и вся основная работа в подворье, саду и огороде – на их плечах. Это правильно, так заложено самой природой. Это своего рода передача огня от одного поколения семейства – другому.
Наверняка прародители Галиевых были бы рады, что очаг в их родовом гнезде не потух, огонь поддерживают представители их рода. А ведь им самим не довелось принять старость в родном селе. Их изгнали в годы коллективизации, когда мало-мальски крепких хозяйственников приписывали в разряд «кулаков», отбирали имущество и отправляли в Сибирь. Так случилось и с родителями отца Галиева – Сафой Салимзяновичем Галиевым. Рожденный в 1906 году, он рано познал сиротство. Когда в августе 1941 года Сафа Галиев ушел на фронт, его молодая жена осталась с двумя маленькими сынишками на руках – младшему, Рашиту, и трех не исполнилось. Уже в декабре пришло оповещение, что красноармеец Сафа Галиев пропал без вести.
- Мне рассказывали, что отец, уходя на войну, взял меня на руки, обнял и поставил на крыльцо, - говорит Рашит Сафинович. – Одно письмо от него только и пришло. Я ничего не помню про отца. Так и жил, словно его не было на этой земле. А тут, в 2019 году, как-тот приезжие по селу ищут Галиевых. Оказалось, поисковый отряд обнаружил останки отца.
Запись в капсуле и спустя без малого 80 лет оказалась внятной, хорошо считываемой: «Тат АССР, ст. Ютаза, Ютазинский р-н, Уруссинский с/с, к/з 8й Март, Галиев Сафа». Так, красноармеец Сафа Салимзянович Галиев дал о себе знать спустя десятилетия. На передачу капсулы и захоронение останков нашего земляка поехал его внук, Марат – сын старшего брата героя повествования. Перед нами портрет молодого Сафы Галиева: он смотрит прямо в глаза современнику. О чем он молчит, что кроется за его суровым взглядом, что таят в себе его останки?
Врезка.
«30 июля 2019 года в музее Северо-Западного фронта состоялась передача идентификационного медальона фронтовика Сафы Галиева внуку Марату, приехавшему из Казани. Медальон с нестандартной рукописной запиской нашел боец поискового отряда «Медведь» Дима Сураев на территории бывшего лагеря военнопленных близ деревни Муравьево Старорусского района Новгородской области (Дулаг-150)… Предположительно, Сафа Галиев из 254 стрелковой дивизии…»
Роза АХМАДЕЕВА
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев